Проверка исправности пневматического привода ЗИЛ-131
Перед выездом необходимо убедиться, что давление в системе не ниже 4,5 кг/см 2
Во время движения давление в пневматической системе тормозов должно быть в пределах 5,6-7,4 кг/см 2
Можно допустить только кратковременное снижение давления при частых повторных торможениях.
Во избежание полного израсходования воздуха при частых торможениях категорически запрещается останавливать двигатель на длинных спусках.
Повышение давления выше 7,4 кг/см 2 указывает на неисправность регулятора давления или разгрузочного устройства; повышение давления более 10 кг/см 2 указывает, кроме того, на неисправность предохранительного клапана.
В этом случае необходимо немедленно устранить неисправности.
При резком полном нажатии на педаль тормоза (при неработающем двигателе) давление в баллонах должно несколько снизиться (верхняя шкала манометра), а давление в тормозных камерах (нижняя шкала манометра) должно стать равным давлению в баллонах.
После этого не должно быть заметного движения стрелок манометра в течение времени, пока педаль нажата, дальнейшее понижение давления в этом случае свидетельствует о нарушении герметичности в пневматической системе.
После того как педаль тормоза резко отпущена, время падения давления в тормозных камерах (по нижней шкале манометра) не должно превышать 2 сек.
При свободном положении тормозной педали при неработающем двигателе падение давления в системе тормозов из-за негерметичности системы (по показанию верхней стрелки манометра) не должно превышать 0,5 кг/см 2 в течение 30 мин.
Быстрое падение давления в пневматической системе при остановке двигателя указывает на повышенную утечку воздуха из системы.
Место сильной утечки воздуха может быть определено на слух.
Небольшая утечка может быть определена с помощью мыльной эмульсии, которой следует смочить места возможной утечки.
Утечку воздуха через соединения устраняют, протягивая соединительную арматуру.
Следует периодически проверять, нет ли касания шлангов передних тормозных камер о колеса, повернутые до отказа влево и вправо.
Для обеспечения нормальной работы системы тормозов необходимо при технических осмотрах открывать спускные краны в воздушных баллонах и сливать конденсат.
Нужно помнить, что слить конденсат из баллонов можно только при наличии в них сжатого воздуха.
Не следует допускать скопления большого количества конденсата в баллонах, так как это может привести к попаданию конденсата в рабочие аппараты тормозной системы.
Количество конденсата зависит от состояния компрессора и влажности окружающего воздуха; поэтому при влажной погоде необходимо сливать конденсат ежедневно, после окончания работы.
Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора.
Зимой нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во избежание замерзания его в системе трубопроводов пневматического привода тормозов.
В случае замерзания конденсата нельзя подогревать баллоны открытым огнем (факелом, паяльной лампой и др.).
Проверка и регулировка пневматического привода тормозов колес
Периодически необходимо проверять регулировку пневматического привода тормозов и ход штоков тормозных камер.
Давление воздуха в пневматической системе тормозов надо регулировать в следующем порядке.
При работе двигателя на холостом ходу надо поднять давление воздуха в пневматической системе до 7-7,4 кг/см 2 (по показанию верхней шкалы манометра на щитке приборов); при этом показание нижней шкалы должно быть равно пулю (давление воздуха в тормозных камерах).
Затем следует нажать до отказа на педаль тормоза.
При приложении к концу педали усилия 20-30 кг давление воздуха в тормозных камерах должно сравняться с давлением воздуха в баллонах и стрелки на обеих шкалах манометра должны показывать одинаковые величины.
При этом конец педали должен не доходить до пола на 10-30 мм.
Если педаль упирается в пол или если зазор не соответствует указанному, необходимо отрегулировать величину хода педали тормоза, изменяя длину тяги, соединяющей рычаг тормозного крана с промежуточным рычагом привода при помощи регулировочной вилки, навернутой на резьбовой конец тяги.
Если привод тормозного крана отрегулирован правильно, то при наличии сжатого воздуха в воздушных баллонах свободный ход конца тормозной педали должен быть в пределах 40-60 мм.
Кроме того, необходимо проверить и отрегулировать давление воздуха в соединительной магистрали пневматического вывода для управления тормозами прицепа, для этого надо присоединить манометр к соединительной головке и открыть разобщительный кран.
В отторможенном состоянии этот манометр должен показывать давление в пределах 4,8-5,3 кг/см 2.
Если показание манометра не соответствует указанному, необходимо произвести регулировку секции крана, управляющей тормозами прицепа.
Регулировку следует производить в таком порядке:

Тормозной кран: стрелками указано направление воздуха; (А) - в магистраль прицепа; (Б) к тормозным камерам автомобиля-тягача; (В) - от воздушного баллона; (Г) - в атмосферу; 1 - тяга привода тормозного крана; 2 - защитный чехол; 3 - крышка корпуса рычагов; 4 - большой рычаг; 5 - уравновешивающая пружина секции, управляющей тормозами прицепа; 6 - направляющая штока; 7 - шток; 8 - корпус; 9 - диафрагма с направляющим стаканом; 19 - седло выпускного клапана; 11 - уплотнительное кольцо; 12 - выпускной клапан; 13 - возвратная пружина клапана; 14 - седло впускного клапана; 15 - впускной клапан; 16 - пробка; 17 - рычаг ручного привода; 18 - крышка; 19 - клапан выпускного отверстия; 20 - уравновешивающая пружина секции, управляющей тормозами тягача; 21 - стакан уравновешивающей пружины; 22 - контргайка; 23 - малый рычаг; 24 - корпус рычагов; 25 - ограничитель хода штока; 26 - валик рычага ручного привода; 27 - стяжной хомут; 28 - упор рычага ручного привода
- снять корпус 24 (см. рис. 1) рычагов тормозного крана, ослабить контргайку 22 направляющей штока и, вращая направляющую штока 6, установить давление воздуха, подаваемого в магистраль прицепа, в пределах 4,8-5,3 кг/см 2.
Затем следует завернуть контргайку и поставить на место корпус рычагов (обязательно поставить на место уплотнительную прокладку корпуса рычагов).
При плавном нажатии на педаль тормоза давление по манометру, подключенному к соединительной головке, должно плавно уменьшаться и дойти до нуля при полном нажатии на педаль.
Промежуточным положениям педали должны соответствовать промежуточные показания манометров.
Проверять тормозную пневмосистему необходимо при закрытом кране управления давлением системы регулирования давления воздуха в шинах.