Комбинированный тормозной кран состоит из двух секций, объединенных в одном корпусе, и предназначен для управления пневматическим приводом тормозов автомобиля-тягача и прицепа (полуприцепа)

Механический привод обеих секций осуществляется парой рычагов.

Нижняя секция управляет тормозами автомобиля-тягача, а верхняя — тормозами прицепа или полуприцепа.

Тормозной кран: стрелками указано направление воздуха; (А) - в магистраль прицепа; (Б) к тормозным камерам автомобиля-тягача; (В) - от воздушного баллона; (Г) - в атмосферу; 1 - тяга привода тормозного крана; 2 - защитный чехол; 3 - крышка корпуса рычагов; 4 - большой рычаг; 5 - уравновешивающая пружина секции, управляющей тормозами прицепа; 6 - направляющая штока; 7 - шток; 8 - корпус; 9 - диафрагма с направляющим стаканом; 19 - седло выпускного клапана; 11 - уплотнительное кольцо; 12 - выпускной клапан; 13 - возвратная пружина клапана; 14 - седло впускного клапана; 15 - впускной клапан; 16 - пробка; 17 - рычаг ручного привода; 18 - крышка; 19 - клапан выпускного отверстия; 20 - уравновешивающая пружина секции, управляющей тормозами тягача; 21 - стакан уравновешивающей пружины; 22 - контргайка; 23 - малый рычаг; 24 - корпус рычагов; 25 - ограничитель хода штока; 26 - валик рычага ручного привода; 27 - стяжной хомут; 28 - упор рычага ручного привода

У обеих секций унифицированы клапаны и диафрагменные следящие механизмы.

Два сдвоенных конических клапана вместе с впускными седлами и возвратными пружинами 13 установлены в крышках 18 крана.

Две следящие диафрагмы 9 вместе с направляющими стаканами и седлами 10 выпускных клапанов зажаты между корпусом 8 крана и крышками 18.

В каждой секции установлена уравновешивающая пружина, обеспечивающая следящее устройство, т. е. пропорциональную зависимость давления сжатого воздуха, подаваемого тормозным краном, от усилия, приложенного к приводному рычагу крана.

Уравновешивающая пружина 5 секции прицепа смонтирована на штоке 7; ее предварительное натяжение регулируется перемещением направляющей 6 штока.

Уравновешивающая пружина 20 секции тягача смонтирована в стакане 21; ее предварительный натяг регулируется прокладками.

При помощи рычага 17, соединенного с приводом ручного тормоза, можно привести в действие только секцию прицепа с последующим затормаживанием автомобиля ручным тормозом.

Работа комбинированного крана заключается в следующем

При заполнении пневмосистемы сжатым воздухом, последний при закрытом выпускном клапане 12 через открытый впускной клапан 15 секции прицепа поступает в соединительную магистраль прицепа.

При достижении заданного давления пружина 5 сжимается и впускной клапан 15 перекрывает магистраль прицепа.

После того оба клапана секции прицепа и выпускной клапан секции тягача остаются закрытыми.

При торможении усилие от педали передается на приводной рычаг 4; сначала открывается выпускной клапан 12 секции прицепа, при этом сжатый воздух из магистрали прицепа выходит в атмосферу.

Затем закрывается выпускной клапан и открывается впускной клапан секции тягача и сжатый воздух поступает в тормозные камеры тягача.

При оттормаживании снимается нагрузка с приводного рычага 4, закрывается выпускной клапан, открывается впускной клапан секции прицепа, и сжатый воздух из воздушных баллонов поступает в магистраль прицепа; одновременно закрывается впускной клапан, открывается выпускной клапан секции тягача, и сжатый воздух из тормозных камер тягача выходит в атмосферу.

Уход за тормозным краном заключается в периодическом осмотре, проверке герметичности, проверке работы крана и очистке его от грязи.

Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла и плотностью крепления крышек к корпусу, так как попадание грязи внутрь крана на трущиеся поверхности может привести к выходу его из строя.

Надо также тщательно следить за очисткой воздуха в тормозной системе от паров воды и масла, так как попадание масла на резиновые детали тормозного крана может вывести их из строя.

При ТО-2 необходимо проверять герметичность тормозного крана с помощью мыльной эмульсии.

Утечка воздуха через выпускное отверстие в отторможенном положении свидетельствует о негерметичности выпускного клапана секции, управляющей тормозами прицепа, либо впускного клапана секции, управляющей тормозами автомобиля.

При торможении через выпускное отверстие должен выйти воздух из магистрали прицепа; если через 1—2 сек после нажатия на педаль воздух продолжает выходить, это свидетельствует о неплотности впускного клапана секции, управляющей тормозами прицепа, или выпускного клапана секции, управляющей тормозами автомобиля.

Если после двух-трех повторных торможений утечка воздуха продолжается, следует вынуть и осмотреть указанные клапаны.

После 50 000—70 000 км пробега надо снять тормозной кран, разобрать его, промыть трущиеся поверхности чистым керосином, протереть их мягкой тряпкой и смазать тонким слоем смазки 158 по МРТУ 12Н 3 139—64.

В качестве заменителя может быть использована смазка ЦИАТИМ-201. При этом смазку надо производить через 20 000-25 000 км пробега, но не реже одного раза в год.

Затем вновь собрать тормозной кран, предварительно проверив легкость хода направляющих стаканов диафрагм, штока стаканов, уравновешивающей пружины и рычагов.

После сборки при помощи направляющей 6 штока (рис. 1) нужно отрегулировать в отторможенном состоянии давление воздуха в секции, управляющей тормозами прицепа, в пределах 4,8-5,3 кг/см 2 (при ввинчивании направляющей давление повышается).

После регулировки давления положение направляющей штока необходимо зафиксировать контровочной гайкой 22.

Разборку, чистку и регулировку тормозного крана должен производить квалифицированный механик и только в условиях мастерской.

Регулировка хода впускного клапана тормозного крана: 1 - пробка (штуцер); 2 - впускной клапан; 3 - седло впускного клапана; 4 - регулировочные прокладки

При установке конических клапанов следует проверить и, если надо, отрегулировать при помощи прокладок 4 (рис. 2) величину открытия впускного клапана.

При полном ходе рычага тормозного крана ход впускного клапана должен быть равен 2,5—3,0 мм.

Величину открытия впускного клапана можно измерить следующим образом:

  • - отсоединить трубопровод, подводящий воздух от воздушного баллона к тормозному крану, вывернуть из пробки 1 соединительную арматуру,
  • - нажать до отказа на педаль тормоза или потянуть за рычаг 4 (см. рис. 1) тормозного крана (если тормозной кран снят с автомобиля),
  • - а затем линейкой или глубиномером через отверстие в пробке 1 (рис. 2) измерить ход впускного клапана.

Утечка воздуха по плоскости разъема корпуса тормозного крана и его крышек указывает на повреждение диафрагмы или на негерметичность деталей крана в месте сопряжения их с диафрагмой.

Поврежденную диафрагму следует заменить.

Выберите язык