Система кондиционирования служит для снижения температуры и влажности воздуха в салоне автомобиля
Система состоит из следующих деталей представленных на рисунке 1: компрессора, конденсатора, испарителя и трубопроводов.
Управление климатической установкой осуществляется при помощи блока управления и датчиков.
Компрессор создает необходимое для работы климатической установки давление и обеспечивает циркуляцию хладагента. Компрессор устанавливается на двигателе под генератором.
Крутящий момент на вал компрессора передается от коленчатого вала поликлиновым ремнем через электромагнитную муфту.
Конденсатор за счет теплообмена с окружающим воздухом охлаждает газообразный хладагент с высокой температурой и под высоким давлением, конденсирует его в жидкий хладагент.
Конденсатор устанавливается на рамку радиатора перед радиатором системы охлаждения.
Испаритель охлаждает и осушает воздух в салоне автомобиля за счет теплообмена с хладагентом.
Блок испарителя устанавливается в корпус блока системы вентиляции, отопления и кондиционирования.
Ресивер-осушитель предназначен для аккумулирования хладагента в жидком состоянии, отделения от него влаги и возможных механических частиц. Ресивер-осушитель смонтирован на конденсаторе.
В ресивер встроен съемный фильтр-осушитель.
Трубопроводы связывают элементы климатической установки между собой посредством торцевого соединения через уплотнительное кольцо с резьбовой фиксацией этого соединения.
Терморегулирующий вентиль (ТРВ) предназначен для регулирования подачи хладагента из конденсатора в испаритель, устанавливается перед испарителем.
Управление системой кондиционирования осуществляется при помощи контроллера системы автоматического управления климатической установкой (сокращенно - САУКУ), датчика температуры салона, датчика давления, датчика температуры окружающей среды.
Контроллер системы автоматического управления климатической установкой расположен в салоне автомобиля на консоли панели приборов. Контроллер САУКУ осуществляет функции управления регулировкой температуры воздуха в салоне, регулировкой распределения потока воздуха, регулировкой скорости потока воздуха. Назначение органов управления контроллера САУКУ показано на рисунке 2.
Датчик температуры воздуха салона (ДТВС) контролирует температуру воздуха в салоне автомобиля и дает сигнал на включение / выключение компрессора при отклонении температуры воздуха от заданной величины.
Датчик давления установлен на трубопроводе высокого давления. Датчик давления дает сигнал на выключение / включение компрессора при отклонении (повышении или понижении) давления от рабочей величины.
Проверка включения электромагнитной муфты компрессора
Запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры, нажать кнопку включения кондиционера.
Проверка количества и состояния хладагента в системе кондиционирования
Проверить количество и состояние хладагента в системе кондиционирования:
- присоединить сервисные шланги к штуцерам на трубопроводах системы кондиционирования и открыть вентили на наконечниках шлангов;
- запустить и прогреть двигатель до рабочей температуры;
- установить режим рециркуляции воздуха в положение забора забортного воздуха;
- включить электродвигатель вентилятора отопителя и установить максимальную скорость вращения;
- центральное и боковые сопла вентиляции на панели открыть и установить в нейтральное положение;
- установить выключатель кондиционера в положение "включено" и установить регулятором температуры минимальное значение температуры салонного воздуха;
- закрыть все окна и двери автомобиля;
- обеспечить постоянную работу вентилятора системы охлаждения двигателя;
- установить частоту вращения коленвала двигателя – 1500 об/мин;
- измерить температуру окружающего воздуха;
- выждать 5 минут и произвести измерение температуры воздуха из боковых сопел вентиляции кузова;
- после стабилизации значений определить разность температур между наружным воздухом и наибольшим значением температуры воздуха из сопел вентиляции;
Если разность температур между температурой окружающего воздуха и наибольшим из значений температуры из сопел вентиляции меньше 5°С – значит система неисправна и необходимо произвести диагностику системы кондиционирования.
Возможные неисправности системы кондиционирования, причины и способы устранения
- Неисправность - Причина, способ устранения
Нет охлаждения:
- Не работает вентилятор отопителя, неисправен или перегорел предохранитель - заменить предохранитель
- Неисправен переключатель на контроллере САУКУ (блок управления) - Заменить контроллер (блок управления)
- Неисправен регулятор частоты вращения вентилятора (РЧВ) - Заменить регулятор
- Неисправна электропроводка - Проверить электропроводку и устранить неисправность
- Неисправен электродвигатель вентилятора - Заменить вентилятор отопителя
- Неисправен контроллер САУКУ (блок управления) - Заменить контроллер (блок управления)
- Не работает компрессор, отказ электромагнитной муфты - Заменить компрессор
- Недостаток хладагента в системе - Проверить количество заправленного хладагента, устранить утечки, восстановить количество хладагента
- Неисправен переключатель на контроллере САУКУ (блок управления) - Заменить блок рычагов управления отопителем
Охлаждение недостаточно (испаритель покрыт льдом):
- Неисправен вентилятор отопителя - Проверить и, при необходимости, заменить предохранитель или поврежденные провода и клеммы, или контроллер САУКУ (блок управления), или РЧВ, или вентилятор
- Загрязнен испаритель - Очистить испаритель
- Неисправен ТРВ - Заменить ТРВ
- Загрязнен ресивер-осушитель - Заменить картридж ресивера-осушителя
- Влага в системе - Разгрузить хладагент из системы, заменить картридж ресивера-осушителя, осушить и заправить систему
- Неисправен ТРВ: - неправильная установка ТРВ, загрязнен или заклинен ТРВ, забита его сетка, утечка в термобаллоне, не закрывается клапан ТРВ - Заменить ТРВ
- Недостаток хладагента в системе - Проверить количество заправки хладагента, устранить утечки, восстановить количество хладагента
- Неисправны клапаны компрессора - Заменить компрессор
- Проскальзывание ремня привода навесных агрегатов - Подтянуть или заменить ремень привода навесных агрегатов
- Воздух и неконденсирующиеся газы в системе - Выпустить воздух и неконденсирующие газы
- Загрязнен ресивер-осушитель - Заменить картридж ресивера-осушителя
- Неисправен вентилятор отопителя, не включается вентилятор отопителя - Проверить и, при необходимости, заменить предохранитель, поврежденные провода и клеммы или контроллер (блок управления), или ТРВ, или вентилятор
- Загрязнен конденсатор, не работает вентилятор конденсатора - Очистить конденсатор или заменить вентилятор охлаждения
- Загрязнен воздушный фильтр вентиляции салона - Очистить или заменить фильтр
Повышенный шум компрессора:
- Недостаток или избыток масла в системе - Проверить уровень масла и довести до нормы
- Ослаблены элементы крепления компрессора - Затянуть болты
- Изношены или сломаны детали компрессора - Заменить компрессор
- Избыток хладагента в системе - Разгрузить избыточное количество хладагента
- Низкое напряжение питания электромагнитной муфты компрессора или она неисправна - Замерить напряжение питания, проверить надежность соединений в электропроводке. Если муфта неисправна, заменить компрессор
Высокое давление всасывания:
- Избыток хладагента в системе - Проверить количество заправки хладагента, выгрузить избыток
- Высокая температура наружного воздуха - Нормальная температура эксплуатации системы до +45˚ С
- Плохой обдув испарителя, неисправен вентилятор отопителя - Проверить и, при необходимости, заменить предохранитель или поврежденные провода и клеммы, или контроллер (блок управления), или ТРВ, или вентилятор
- Неисправны клапаны компрессора - Заменить компрессор
Высокое давление нагнетания:
- избыток хладагента в системе - Выгрузить избыток хладагента
- воздух и неконденсирующиеся газы в системе - Выпустить воздух и неконденсирующиеся газы в системе
- загрязнен конденсатор, не работает вентилятор конденсатора - Очистить конденсатор, устранить неисправность вентилятора охлаждения
- не работает вентилятор отопителя - Проверить и, при необходимости, заменить предохранитель, или контроллер (блок управления), или ТРВ, или вентилятор, или устранить неисправность в электропроводке
Низкое давление всасывания:
- Недостаток хладагента в системе - Проверить количество заправки хладагента, устранить утечки, восстановить количество заправки хладагента
- Загрязнен ресивер-осушитель - Заменить картридж ресивера-осушителя
- Загрязнен или обмерз испаритель - Выгрузить хладагент из системы, заменить картридж ресивера-осушителя, осушить и заправить систему
Не работает вентилятор отопителя:
- Неисправен или перегорел предохранитель - Заменить предохранитель
- Неисправен переключатель на контроллере САУКУ (блок управления) - Заменить контроллер (блок управления)
- Неисправен РЧВ - Заменить РЧВ
- Неисправна электропроводка - Проверить электропроводку и устранить неисправность
- Неисправен электродвигатель вентилятора - Заменить вентилятор
- Неисправен контроллер (блок управления) - Заменить контроллер (блок управления)
Высокое давление нагнетания:
- Избыток хладагента в системе - Проверить количество заправки хладагента, выгрузить избыток
- Загрязнен конденсатор, не работает вентилятор конденсатора - Проверить работу вентилятора охлаждения, очистить конденсатор
Низкое давление нагнетания:
- Недостаток хладагента в системе - Проверить количество заправки хладагента, устранить утечки, восстановить количество хладагента
- Низкая температура наружного воздуха - Нормальные условия эксплуатации системы до температуры не ниже + 5˚С
- Неисправны клапаны компрессора - Заменить компрессор