Поршневые кольца заменяйте через 70 000–90 000 км пробега (в зависимости от условий эксплуатации автомобиля)
Поршневые кольца устанавливают по три на каждом поршне: два компрессионных и одно маслосъемное.
Компрессионные кольца отлиты из специального чугуна.
Наружная поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта пористым хромом, а поверхность второго компрессионного кольца покрыта оловом, либо имеет фосфатное покрытие темного цвета.
На внутренних цилиндрических поверхностях обоих компрессионных колец предусмотрены проточки (рис. 1, А), за счет которых кольца при движении поршня вниз несколько вывертываются, что способствует лучшему удалению излишнего масла с поверхности гильз.
Кольца необходимо устанавливать на поршень проточками вверх, в сторону днища поршня.
Двигатель УМЗ–4218.10 может комплектоваться двумя вариантами исполнения компрессионных колец ( рис. 1, B, C).
Один вариант верхнего компрессионного кольца 2 (рис. 1, B) имеет проточку на внутренней цилиндрической поверхности.
Кольцо необходимо устанавливать на поршень проточкой вверх.
Другой вариант верхнего компрессионного кольца 2 (рис. 1, C) имеет бочкообразный профиль наружной поверхности, проточка на внутренней цилиндрической поверхности кольца отсутствует.
Положение кольца при установке в канавку поршня безразличное.
Нижнее компрессионное кольцо 3 ( рис. 1, B, C) – скребкового типа, на нижней торцевой поверхности имеет кольцевую проточку, которая вместе с конусной наружной поверхностью образует острую нижнюю кромку («скребок»).
Кольцо изготавливается в двух вариантах – с проточкой на внутренней цилиндрической поверхности кольца (рис. 1, B) и без проточки (рис. 1, C).
Кольцо необходимо устанавливать на поршень острой кромкой «скребком» вниз.
Маслосъемное кольцо составное, имеет два кольцевых диска, радиальный и осевой расширители.
Наружная поверхность диска маслосъемных колец покрыта твердым хромом. Замок колец прямой.
Поршневые кольца ремонтных размеров (см. табл. 2) отличаются от колец номинальных размеров только наружным диаметром.
Кольца ремонтного размера можно устанавливать в изношенные цилиндры с ближайшим меньшим ремонтным размером путем подпиливания их стыков до получения зазора в замке 0,3–0,5 мм (0,3–0,65 мм для двигателей мод. 4218).
Проверку бокового зазора в стыке кольца производите, как показано на рис. 2.
К перешлифованным цилиндрам подгоняйте кольца по верхней части, а к изношенным – по нижней части цилиндра (в пределах хода поршневых колец).
При подгонке кольцо устанавливайте в цилиндре в рабочем положении, т.е. в плоскости, перпендикулярной оси цилиндра, для чего продвигайте его в цилиндре при помощи головки поршня.
Плоскости стыков при сжатом кольце должны быть параллельны.
Снимайте и устанавливайте кольца на поршень с помощью приспособления (рис. 3) модели 55–1122.
После подгонки колец по цилиндрам проверьте боковой зазор между кольцами и канавками в поршне (рис. 4), который должен быть:
- - для верхнего компрессионного кольца 0,050–0,082 мм,
- - для нижнего компрессионного – 0,035–0,067 мм.
При больших зазорах замена только поршневых колец не исключит повышенного расхода масла из-за интенсивной перекачки его кольцами в пространство над поршнем.
В этом случае одновременно с заменой колец заменяйте и поршни.
Одновременная замена поршневых колец и поршней резко снижает расход масла.
При замене только поршневых колец без замены поршней удаляйте нагар с днищ поршней, из кольцевых канавок в головке поршня и маслоотводящих отверстий, расположенных в канавках для маслосъемных колец.
Нагар из канавок удаляйте осторожно, чтобы не повредить их боковые поверхности, при помощи приспособления (рис. 5).
Из маслоотводящих отверстий нагар удаляйте сверлом диаметром 3 мм.
При использовании новых или шлифованных под ремонтный размер гильз цилиндров необходимо, чтобы верхнее компрессионное кольцо имело хромированное покрытие, а остальные кольца были лужеными или фосфатированными.
Если гильза не ремонтируется, а меняются только поршневые кольца, то все они должны быть лужеными или фосфатированными, так как к изношенной гильзе хромированное кольцо прирабатывается очень плохо.
Перед установкой поршней в цилиндры разведите стыки поршневых колец в под углом 120° друг к другу.
После смены поршневых колец в течение 1000 км пробега не превышайте на автомобиле скорости в 45 – 50 км/ч.