Жидкостной подогреватель мод. ПЖД8 или ПЖД12А, устанавливаемый на автомобили и автобусы ЗИЛ, предназначен для предпускового прогрева дизеля при температурах окружающей среды ниже минус 15 °С и обогрева салона автобуса в холодное время года
Подогреватель работает независимо от дизеля и поэтому может работать как при движении автомобиля, так и на стоянке.
Питание подогревателя топливом и электроэнергией осуществляется от соответствующих систем автомобиля или автобуса.
При работе с подогревателем запрещается:
- - розжиг подогревателя при незаполненном жидкостью котле;
- - дозаправка перегретого котла охлаждающей жидкостью;
- - заправка топливного бака при работающем подогревателе;
- - производить предпусковой прогрев двигателя подогревателем в закрытых помещениях;
- - возврат кнопки термопредохранителя во включенное состояние после отключения подогревателя при перегреве без устранения причины, вызвавшей перегрев.
В случае появления пламени или дыма на выходе газов из газоотводящей трубы следует выключить подогреватель и после его остановки приступить к устранению неисправности или регулировке.
Основные характеристики подогревателей приведены в табл. 1.
Установка подогревателя показана на рис. 1, а устройство - на рис. 3.
Подогреватель смонтирован в установочном ящике, который закреплен на раме автомобиля или автобуса.
К основанию ящика четырьмя болтами крепится котел 5 подогревателя, который закрыт кожухом 1.
Кожух крепится к основанию тремя защелками 6, обеспечивающими в случае необходимости свободный доступ к котлу, и предназначен для защиты котла от попадания грязи и влаги.
В укосине основания предусмотрено окно (Вид А) для доступа к топливному насосу.
В основании со стороны жидкостных патрубков предусмотрены два отверстия для доступа к винтам крепления топливного насоса.
Котел подогревателя (см. рис. 3) представляет собой теплообменник 1 с горелкой 9, электромагнитным топливным насосом и нагнетателем воздуха 3.
В котле происходит сгорание рабочей смеси, поступающей из горелки, а выделяемое при этом тепло через стенки теплообменника нагревает жидкость системы охлаждения, циркулирующую под действием жидкостного насоса.
Теплообменник выполнен из четырех цилиндров, образующих наружную и внутреннюю жидкостные рубашки.
Внутренняя рубашка образует прямой газоход, а пространство между внутренней и наружной жидкостными рубашками служит обратным газоходом.
К передней стенке теплообменника 1 через прокладку шестью болтами крепится горелка 9.
В горелке происходит образование рабочей смеси из топлива, подаваемого электромагнитным топливным насосом 9 (см. рис. 1), и воздуха, подаваемого нагнетателем 3 (см. рис. 3) воздуха через воздуховод 8, ее воспламенение и горение.
В горелке 9 установлены свеча накаливания 6 и индикатор пламени 10, осуществляющий контроль за горением.
Часть горелки, называемая завихрителем пламени 13, входит в теплообменник, где происходит основное сгорание топлива.
На верхней части котла стяжным хомутом крепится нагнетатель воздуха 3, на валу электродвигателя которого крепится крыльчатка, засасывающая и нагнетающая воздух.
На воздуховоде 8 горелки 9 закреплен дополнительный резистор 7 для снижения скорости вращения на частичном режиме.
Воздух поступает в центральную часть стабилизатора пламени 11 и через специальный канал во втулку свечи 6.
Топливо подается в штуцер втулки свечи 6 и попадает на футеровки втулки и испарительной камеры.
Подача топлива производится электромагнитным топливным насосом.
Втулка 14 (рис. 2) входит в паз зацепа 13, который плотно сидит на якоре электромагнита 9. Внутри зацепа свободно перемещается всасывающий клапан 12.
Топливо из бака подводится к штуцеру 1, проходит, при работе насоса, через фильтрующую сетку 4 и отводится через штуцер 19.
Электромагнит 7 прикрепляется к корпусу насоса 3 четырьмя винтами при помощи фланца 6.
Топливный насос работает следующим образом.
При подаче напряжения на электромагнит 7, якорь 9 втягивается, сжимая пружину 10 до упора 11. Вместе с якорем перемещается зацеп 13, который в свою очередь тянет втулку 14.
Между втулкой 14 и плунжером 17 создается вакуум.
Из-за разности торцевых зазоров между всасывающим клапаном 12 и втулкой 14 образуется зазор, через который топливо поступает в зону с пониженным давлением.
Нагнетающий клапан 15 в это время прижат к седлу клапана 5 пружиной 16.
При прекращении подачи напряжения на электромагнит якорь 9 совместно с зацепом 13 и втулкой 14 под действием пружины 10 возвращается в исходное положение.
При этом всасывающий клапан 12 упором якоря 11 прижимается к торцу втулки 14.
Топливо, находящееся в полости между втулкой 14 и плунжером 17, под давлением проходит в отверстие седла клапана 5, отжимается нагнетающий клапан 15 с пружиной 16 и выходит через штуцер 19.
Для регулировки производительности насоса надо ослабить гайку 18 и вывернуть или ввернуть штуцер 19.
При вворачивании расход топлива уменьшается, а при выворачивании - увеличивается.
После регулировки надо затянуть гайку 18.
Управление работой подогревателя и диагностирование неисправностей узлов подогревателя обеспечивает электронный блок управления (БУ), установленный за панелью приборов в кабине, и таймера (для подогревателя ПЖД12А) в соответствии с электрической схемой.
Для управления работой подогревателя в отводящий жидкость патрубок 4 котла (см. рис. 3) установлен датчик температуры 5.
Для предохранения от перегрева в задней части корпуса теплообменника имеется термопредохранитель 2, который при перегреве выключает подогреватель.
Подогреватель имеет следующие режимы работы
Включение и розжиг
При включении выключателя на щитке приборов подается питание на БУ и загорается сигнализатор (для ПЖД8) или высвечивается на индикаторе таймера индикация по табл. 1 (для ПЖД12А).
После завершения начальной диагностики в течение ТО с БУ должен перейти на режим розжига, при этом включается жидкостной электронасос 14 (см. рис. 3), нагнетатель воздуха 16 (на частичный режим), свеча 15 и через 45 с топливный насос 19 (на частичный режим).
Индикация сигнализатора - в соответствии с п.- 1 табл. 1. Через 90-180 с происходит розжиг и свет пламени горения воздействует на индикатор пламени 21, по сигналу которого БУ 1 отключает свечу 15, обеспечивая переход работы подогревателя на "полный" режим.
Если в течение 180 с не поступит сигнал с индикатора пламени (розжиг отсутствует), то БУ должен прекратить подачу импульсов на топливный насос и еще раз повторить цикл розжига.
Характеристика подогревателей
Подогреватель ПЖД8
Теплопроизводительность ±10%, кВт (ккал/ч):
- - полный режим 9,0 (7700);
- - частичный режим 4,0 (3500)
Расход топлива, кг/ч не более:
- - полный режим 1,1;
- - частичный режим 0,4
Топливо - Дизельное по ГОСТ 305-82
Номинальное напряжение питания, В 12
Потребляемая электрическая мощность без электродвигателя с насосом, Вт, не более:
- - полный режим 60;
- - частичный режим 36
Ток потребляемый свечой, А, не более 21
Подогреватель ПЖД12А
Теплопроизводительность ±10%, кВт (ккал/ч):
- - полный режим 12,0 (10350)
- - частичный режим 5,0 (4300)
Расход топлива, кг/ч не более:
- - полный режим 1,4
- - частичный режим 0,6
Топливо - Дизельное по ГОСТ 305-82
Номинальное напряжение питания, В 12
Потребляемая электрическая мощность без электродвигателя с насосом, Вт, не более:
- - полный режим 60
- - частичный режим 36
Ток потребляемый свечой, А, не более 21
При отсутствии пуска в повторном цикле блок управления должен обеспечить индикацию сигнализатором в соответствии с п.13 табл. 1.
Полный режим
При работе подогревателя на полном режиме работают жидкостной электронасос, нагнетатель воздуха, топливный насос.
Свеча накаливания отключена. Блок управления контролирует показания датчика температуры.
При повышении температуры охлаждающей жидкости до 90 °С
Блок управления должен обеспечить переход на частичный режим работы подогревателя.
Частичный режим
При работе подогревателя в частичном режиме работают жидкостной электронасос, нагнетатель воздуха и топливный насос (в частичном режиме).
Свеча накаливания отключена.
Индикация сигнализатора - в соответствии с п. 2 табл. 1. Блок управления контролирует показания датчика.
При понижении температуры охлаждающей жидкости до 48°С блок управления должен обеспечить переход на «полный» режим работы подогревателя.
При повышении температуры охлаждающей жидкости до 80° С блок управления должен обеспечить переход на режим «остывания».
Режим остывания
При работе подогревателя в режиме остывания работают жидкостной электронасос 14, нагнетатель воздуха 16 (в полном режиме).
Свеча накаливания и топливный насос выключены.
Через 120... 180 с блок управления должен отключить нагнетатель воздуха и контролировать показания датчика 20.
При достижении температуры охлаждающей жидкости ниже 48° С блок управления должен обеспечить переход в режим «розжига».
Режим выключения
При выключении подогревателя надо нажать кнопку "ПРОГРЕВ" таймера (для подогревателя ПЖД12А) или выключатель на пульте управления (для подогревателя ПЖД8) и после чего гаснет сигнализатор.
При этом блок управления отключает свечу накаливания и топливный насос. Включены жидкостной электронасос и нагнетатель воздуха (полный режим).
Длительность работы жидкостного электронасоса и нагнетателя воздуха 16 - 120-180° с.
После этого блок управления должен отключить жидкостный электронасос и нагнетатель воздуха. Происходит полное отключение блока управления от электропитания.
Индикатор таймера погаснет (для подогревателя ПЖД12А).
Контроль за горением осуществляет индикатор пламени, за температурой нагрева жидкости - датчик температуры и термопредохранитель.
Контроль заключается в следующем:
- - если горение в подогревателе не начнется в течение 180 с с момента начала подачи топлива, то повторится запуск;
- - если запуск не произойдет и в этом случае, то подогреватель автоматически отключается;
- - если пламя внезапно гаснет в ходе работы, то повторяется запуск. Если запуск снова не произошел в течение 180 с, то произойдет автоматическое выключение;
- - при перегреве котла подогревателя срабатывает термопредохранитель и подогреватель выключается;
- - при повышении (15 В) или понижении (10,5 В) напряжения произойдет автоматическое отключение;
- - подогреватель не включается при неисправности свечи или топливного насоса;
- - нагнетатель воздуха контролируется при включении и, если он неисправен, подогреватель не включается.
При обнаружении блоком управления неисправностей в работе подогревателя, он выполнит программу завершения работы.
Действия в экстремальных условиях. Если температура жидкости превысит 103 °С, что возможно при неисправности датчика температуры, разомкнутся контакты термопредохранителя и подогреватель выключится.
При этом надо определить и устранить причину дефекта и только после этого замкнуть контакты термопредохранителя нажатием на кнопку, расположенную на его корпусе.
Если произошел перегрев котла подогревателя без охлаждающей жидкости, необходимо подождать, пока котел не остынет до температуры окружающей среды, и только после этого, устранив причину неисправности, заполнить котел низкозамерзающей жидкостью.
Неплохо зарекомендовал себя подогреватель (Устанавливаем подогреватель на ЗИЛ-5301) выпускающий в Тюмени.
Вход подогревателя подсоединяем через штуцер вместо сливного крана.
Выход подогревателя подсоединяем через тройник, перерезав шланг подвода к отопителю.
Также возле тройника устанавливаем кран, можно поставить кран печки от автомобиля ВАЗ-2109.
Кран устанавливаем для того, чтобы во время отключения подогревателя и во время работы дизеля перекрыть этот путь жидкости.
Иначе печка будет греть плохо.
Нужно не забывать вовремя включать и отключать этот кран.
Как показала эксплуатация этого подогревателя при t = -20° C достаточно 30-40 минут для нормального запуска дизеля.