Сборка и установка карданной передачи ЗИЛ-5301

До установки на автомобиль следует произвести полную сборку карданной передачи

Детали карданной передачи перед сборкой должны быть промыты и продуты сжатым воздухом.

Сборку следует производить с учетом меток, сделанных при разборке

Следует иметь в виду, что могут возникнуть затруднения при установке карданной передачи из-за образования воздушной пробки в шлицевом соединении.

Для устранения образовавшейся воздушной пробки необходимо отвернуть гайку и удалить излишний воздух из шлицевого соединения, для чего: прокачать 3÷4 раза скользящую вилку в шлицевой втулке; установить монтажное расстояние между центрами шарниров.

После выдержки 20÷25 с затянуть гайку шлицевого соединения.

Сборка шарниров карданной передачи

Перед напрессовкой на шипы крестовины торцовых уплотнений необходимо в каждое глухое отверстие шипа закладывать 1,1÷1,3 г смазки 158 или 158М или «Литол-24», а в каждый игольчатый подшипник -3,7-4,2 г. той же смазки.

Сборка шарнира может производиться одним из двух способов.

1. Торцовое уплотнение предварительно напрессовывают на два смежных шипа крестовины, после этого крестовину устанавливают в вилку (фланец).

Остальные торцовые уплотнения устанавливают на шипы через отверстия под подшипники в вилках (фланцах) и напрессовывают на посадочные пояски шипа.

2. Крестовину без торцовых уплотнений устанавливают в вилку (фланец), после этого на шипы крестовины через отверстия под подшипники в вилках (фланцах) напрессовывают торцовые уплотнения.

Рис. 1. Оправка для напрессовки торцового уплотнения на посадочный поясок шипа

Для напрессовки торцового уплотнения на посадочный поясок шипа необходимо пользоваться специальной оправкой (рис.1).

В случае отсутствия в комплекте запасных частей торцовых уплотнений допустима установка подшипников без торцового уплотнения, но долговечность карданного шарнира будет значительно снижена.

Запрессовка игольчатых подшипников шарниров карданных валов: 1 - пята съемника; 2 - карданный вал; 3 - станина съемника; 4 - крестовина карданного вала; 5 - корпус игольчатого подшипника

Запрессовывать игольчатые подшипники шарниров карданных валов следует с помощью универсального съемника (см. рис. 2).

Установить опорные пластины так, чтобы выступ на пластине попал в паз торца корпуса игольчатого подшипника.

Установить две замочные пластины, закрепить болтами (момент затяжки 14÷18 Нм).

Застопорить болты, усиками замочной пластины, подогнув их на грани болтов.

Таким же способом собрать остальные шарниры.

Установка опоры промежуточного вала

Опора промежуточного вала: 3 - крышка; 2, 7 - уплотнительные кольца; 4 - подушка опоры; 10, 14 - распорные втулки;
Напрессовка подшипника опоры

Напрессовать на шлицевую втулку подшипник опоры в сборе с крышкой 3 (см. рис. 3), уплотнительными кольцами 2 и 7, распорными втулками 10 и 14 и подушкой опоры 4 с помощью молотка и оправки (рис. 4), которую упирают в распорную втулку 10 (см. рис. 3).

Карданная передача: 1 - фланец-вилка; 2 - вилка; 3 - основной карданный вал; 4 - подушка опоры; 5 - скоба подушки; 6 - гайка крепления подшипника промежуточной опоры; 7, 18 - уплотнения; 8 - карданный вал заднего моста; 9 - вилка карданного вала; 10 - торцевое уплотнение; 11 - сальник игольчатого подшипника; 12 - замочная пластина; 13 - игольчатый подшипник крестовины; 14 - крестовина; 15 - опорная пластина; 16 - болт; 17 - скользящая вилка; 19 - масленка для смазывания подшипника промежуточной опоры; 20 - хомут; 21 - шплинт; 22 - замок хомута; 23 - кронштейн опоры; 24 - шарикоподшипник; 25 - шлицевая втулка; 26 - заглушка шлицевой втулки

Одеть на конец скользящей вилки: гайку 6 (см. рис. 5), разрезную шайбу резиновой манжеты, резиновую манжету, войлочное кольцо и разрезные шайбы войлочного кольца.

Вставить шлицевой конец скользящей вилки 17 в шлицевую втулку 25 и, навернув гайку 6, закрепить промежуточную опору, после чего застопорить гайку, подогнув стопор в паз гайки.

Перед сборкой шлицевого соединения заложить в полость шлицевой втулки смазку ВНИИНП-242 ГОСТ 20421-75.

Балансировка карданной передачи

Карданную передачу необходимо балансировать при замене или ремонте вилки, вилки-фланца, скользящей вилки, шлицевой втулки или после правки валов.

В этом случае карданная передача устанавливается на балансировочном станке следующим образом: крайние вилки-фланцы крепятся к адаптерам балансировочного станка с установкой по центровочным буртикам вилок-фланцев, в специальный люнет устанавливается промежуточная опора карданного вала.

Карданная передача балансируется со стороны переднего и заднего шарниров, а также со стороны среднего шарнира.

Допустимый дисбаланс карданной передачи должен быть не более величин, указанных в технической характеристике.

Для отметки взаимного расположения сбалансированного комплекта нанесены две стрелки: одна на скользящей вилке, другая - на шлицевой втулке промежуточного карданного вала.

При сборке карданной передачи необходимо, чтобы указанные стрелки были расположены одна против другой.

Установка карданной передачи

Закрепить вилку-фланец карданной передачи на фланце редуктора заднего моста, затянув болтовое соединение.

Поднять карданную передачу и закрепить промежуточную опору на поперечине рамы, надев на опору стопорную скобу и кронштейн, завернуть болты.

При этом подушка опоры должна стоять перпендикулярно к оси промежуточного карданного вала.

Привязать ленточным хомутом нижний край подушки опоры к кронштейну.

Присоединить вилку-фланец промежуточного карданного вала к фланцу вторичного вала коробки передач. Момент затяжки этих соединений - 80÷100 Нм.