Бесконтактная система зажигания (рис. 1) включает в себя приборы:

– датчик-распределитель;

  • – транзисторный коммутатор;
  • - катушка зажигания;
  • – добавочное сопротивление;
  • – аварийный вибратор;
  • – свечи зажигания.
Рис. 1. Схема бесконтактной системы зажигания:  

1 - катушка зажигания; 2 - транзисторный коммутатор; 3 - датчик-распределитель; 4 - свеча зажигания; 5 - блок предохранителей; 6 - аварийный вибратор; 7 - добавочное сопротивление. Условное обозначение расцветки проводов: Г - голубой; К - красный; Ж - желтый; 3 – зеленый

Датчик-распределитель

Устройство датчика-распределителя показано на рис. 2.

Датчик распределитель зажигания: 

1 - крышка распределителя; 2 - уголек; 3 - пружина крышки; 4 - низковольтный разъем; 5 - грузик; 6 - пружина центробежного автомата; 7 - ось грузика; 8 - упорный подшипник; 9 - подшипник валика; 10 - муфта; 11 - валик; 12 - пластина октан-корректора; 13 - корпус; 14 - шарикоподшипник; 15 - вакуумный регулятор; 16 - статор; 17 - втулка ротора; 18 - фильц; 19 – бегунок

Датчик-распределитель имеет корпус, крышку, валик, датчик синусоидального напряжения, центробежный и вакуумный регуляторы, а также октан-корректор.

Центробежный регулятор автоматически изменяет угол опережения зажигания в зависимости от частоты вращения.

Датчик напряжения состоит из ротора и статора.

Ротор представляет собой кольцевой постоянный магнит с плотно прижатыми к нему сверху и снизу четырехполюсными обоймами, жестко закрепленными на втулке.

В верхней части ротора на втулке установлен бегунок.

Статор датчика представляет собой обмотку, заключенную в четырехполюсные пластины.

Статор имеет изолированный многожильный вывод, присоединенный к выводу датчика.

Второй вывод обмотки электрически связан с корпусом в собранном датчике-распределителе.

На роторе нанесена метка, на статоре стрелка, которые служат для установки начального момента искрообразования.

Детали системы зажигания: 

1 - высоковольтный провод; 2 - колпачок; 3 - катушка зажигания; 4 - шайба; 5 - винт; 6 - провод; 7 - добавочное сопротивление; 8 - шайба; 9 - винт; 10 - транзисторный коммутатор; 11 - жгут проводов; 12 - аварийный вибратор

Катушка зажигания (рис. 3)

Сопротивление обмоток при температуре (25±10) °С, Ом:

  • первичной - 0,43
  • вторичной - 13 000-13 400

Развиваемое вторичное напряжение максимальное - 30000 В

Катушка имеет вывод высокого напряжения и два вывода низкого напряжения:

  • – вывод К – для соединения с выводом К добавочного сопротивления;
  • – немаркированный вывод – с выводом К3 коммутатора.

Добавочное сопротивление (рис. 3)

Величина активного сопротивления между выводами «+» и «С» (0,71±0,05) Ом, между выводами «С» и «К» – (0,52±0,05) Ом.

Транзисторный коммутатор (рис. 3, 4)

Рис. 4. Схема электpическая пpинципиальная тpанзистоpного коммутатоpа

Коммутатор состоит из корпуса и платы с радиоэлементами.

Выводы коммутатора предназначены:

  • – вывод Д – для соединения с низковольтным выводом датчика-распределителя;
  • – вывод КЗ – для соединения с выводом катушки зажигания;
  • – вывод «+» – для соединения с выводом «+» добавочного сопротивления или блока предохранителей.

Аварийный вибратор (рис. 1)

Состоит из корпуса и платы, на которой смонтированы все узлы вибратора. Имеет один вывод.

Включение его в работу допускается только в случае выхода из строя транзисторного коммутатора или катушки статора датчика.

Техническое обслуживание

Через 8 000 км

Проверьте затяжку гаек низковольтного разъема датчика-распределителя, крепление соединительных проводов.

Через 16 000 км

Проверьте датчик-распределитель зажигания: осмотрите бегунок, крышку распределителя и в случае их загрязнения протрите х/б тканью, смоченной в чистом бензине.

Смажьте из капельницы (4–5 капель) втулку ротора (предварительно снимите бегунок и фильц под ним).

Через 50 000 км

Тщательно промойте чистым бензином шарикоподшипник опоры статора, заложите в него смазку Литол–24 не более 2/3 свободного объема подшипника (предварительно снимите крышку, бегунок, ротор и опору статора).

Для предотвращения поверхностного перекрытия и прогара крышки датчика-распределителя следите за тем, чтобы высоковольтные провода с наконечниками были досланы в гнезда крышки до упора.

Нельзя включать зажигание при наличии влаги на крышке. Следите за чистотой пластмассовых деталей (крышка, бегунок, низковольтный вывод и т. д.).

Порядок установки момента зажигания

  • 1. Установите поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке такта сжатия в первом цилиндре до совпадения отверстия МЗ (5° до ВМТ) на шкиве коленчатого вала со штифтом на крышке распределительных шестерен.
  • 2. Снимите с датчика-распределителя пластмассовую крышку.

Убедитесь, что электрод бегунка установился против вывода на крышке датчика-распределителя, помеченного цифрой «1» (вывод для провода зажигания свечи первого цилиндра двигателя).

  • 3. Затяните болтом со вставленным в него указателем пластину октан-корректора датчика-распределителя к корпусу привода так, чтобы указатель совпал со средним делением шкалы октан-корректора.
Установка момента зажигания
  • 4. Ослабьте болт крепления пластины октан-корректора к корпусу датчика-распределителя.
  • 5. Придерживая пальцем бегунок против его вращения (для устранения зазоров в приводе), осторожно поверните корпус до совмещения в одну линию красной метки на роторе и острия лепестка на статоре.

Закрепите болтом пластину октан-корректора на корпусе датчика-распределителя.

  • 6. Установите крышку датчика-распределителя, проверьте правильность установки проводов зажигания к свечам в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя 1–2–4–3, считая против часовой стрелки.

После каждой установки зажигания проверяйте точность установки момента зажигания, прослушивая работу двигателя при движении автомобиля.

Для этого прогрейте двигатель до температуры 80°С и, двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 40 км/ч, дайте автомобилю разгон, резко нажав на педаль привода дроссельной заслонки.

Если при этом будет наблюдаться незначительная кратковременная детонация до скорости 55–60 км/ч, то установка момента зажигания сделана правильно.

При сильной детонации поверните корпус датчика-распределителя (рис. 5) по шкале октан-корректора на 0,5–1,0 деление против часовой стрелки.

Каждое деление шкалы соответствует изменению момента зажигания на 4°, считая по коленчатому валу.

При полном отсутствии детонации необходимо увеличить угол опережения зажигания поворотом корпуса датчика-распределителя по часовой стрелке.