От тщательности и качества регулировки параметров ТНВД в большей степени зависят мощностные и экономические показатели двигателя, а также надежность его работы
Поэтому регулировка должна выполняться квалифицированными работниками и на специальном, предназначенном для этих целей, оборудовании.
ТНВД рекомендуется регулировать на стендах «Стар-12», «Минор-8», (ВНР), НЦ-108 и других, аналогичных по конструкции.
Регулировку насоса нужно производить с комплектом проверенных форсунок, закрепленных за секциями, форсунки устанавливать на двигатель в порядке их закрепления за секциями насоса.
При регулировке топливного насоса в первую очередь регулируют начало подачи топлива секциями насоса, а затем величину и равномерность подачи топлива.
Начало подачи топлива регулируется без автоматической муфты опережения впрыска по началу движения топлива в моментоскопе (рис. 1).
Начало подачи топлива секциями определяется углом поворота кулачкового вала насоса при вращении его по часовой стрелке, если смотреть со стороны привода.
Первая секция правильно отрегулированного насоса начинает подавать топливо за 37— 38˚ до оси симметрии профиля кулачка.
Для определения оси симметрии профиля кулачка необходимо зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте кулачкового вала по часовой стрелке, повернуть вал по часовой стрелке на 90 ° и зафиксировать на лимбе момент начала движения топлива в моментоскопе при повороте вала против часовой стрелки.
Середина между двумя за фиксированными точками определяет ось симметрии профиля кулачка.
Если угол, при котором первая секция начинает подачу топлива, условно принять за 0˚, то остальные секции должны начать подачу топлива в следующем порядке:
Секция – градус поворота кулачкового вала
- №1 - 0˚
- № 3 - 45˚
- № 6 - 90˚
- № 2 - 135˚
- № 4 - 180˚
- № 5 - 225˚
- № 7 - 270˚
- № 8 - 315˚
Неточность интервала между началом подачи топлива любой секции насоса относительно первой не более 0˚20'.
Начало подачи топлива регулируется болтом толкателя 49 (см. рис. 2).
При вывертывании болта топливо начинает подаваться раньше, при ввертывании позже.
После регулировки необходимо законтрить регулировочный болт гайками.
Величина и равномерность подачи топлива секциями ТНВД регулируются совместно с комплектом форсунок и топливопроводов высокого давления длиной 415 ± 3 мм.
Объем внутренней полости каждого топливопровода высокого давления должен быть 1,3 ± 0,1 см3, он определяется методом заполнения топливом.
Последовательность проверки и регулировки величины и равномерности подачи следующая (указаны частоты вращения кулачкового вала насоса):
- проверить давление топлива в магистрали на входе в насос высокого давления.
Давление должно быть в пределах 0,5 —1,0 кгс/см2 при 1050 мин1.
Если давление больше или меньше, вывернуть перепускной клапан и поворотом его седла отрегулировать давление открытия. После регулировки седло клапана зачеканить;
- при упоре рычага управления в болт минимальной частоты вращения проверить и, если необходимо, отрегулировать в пределах 275 — 325 мин-1 частоту полного автоматического выключения подачи регулятором.
При вывертывании болта 1 (см. рис. 3) минимальной частоты вращения и корпуса 41 буферной пружины частота уменьшается;
- при упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения проверить частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую началу выброса рейки (началу движения рейки в сторону выключения подачи).
Регулятор должен начинать выбрасывать рейку при 1070+10 мин-1.
Если необходимо, подрегулировать частоту болтом ограничения максимальной частоты вращения;
- при упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения проверить частоту вращения кулачкового вала насоса, соответствующую концу выброса рейки (полному выключению подачи).
Конец выброса рейки должен быть при 1120 — 1150 мин-1 .
В случае отклонения от данного значения распломбировать и снять крышку смотрового люка регулятора.
Снимая крышку, внимательно следить, чтобы положение регулировочного винта оставалось неизменным.
Частота вращения конца выброса рейки регулируется так:
- изменив положение винта 3 (см. рис. 3) двуплечего рычага, установить болтом ограничения максимальной частоты вращения начало выброса рейки при 1070+10 мин1 проверить частоту вращения конца выброса рейки в, если необходимо, подрегулировать ее.
При ввертывании винта двуплечего рычага и установке начала выброса рейки при 1070+10 мин 1 частота вращения конца выброса рейки уменьшается, при вывертывании увеличивается;
- при упоре рычага управления в болт ограничения максимальной частоты вращения и 1030± 10 мин -1 проверить производительность секций насоса.
Подача топлива каждой секцией насоса при работе с форсунками, имеющими распылитель «Н» и отрегулированными на давление начала подъема иглы 200+15 кгс/см2, должна быть в пределах 128—130 мм3 за каждый ход плунжера (цикл) для двигателей ЯМЗ—238ПМ и 138 — 140 мм за цикл для двигателей ЯМЗ-238ФМ.
Подача топлива каждой секцией насоса регулируется смещением поворотной втулки относительно зубчатого венца, для чего необходимо ослабить стяжной винт соответствующего зубчатого сектора.
При повороте втулки влево относительно венца подача уменьшается, вправо увеличивается.
После регулировки проверить надежность затяжки стяжных винтов;
- проверить величину пусковой подачи топлива, которая должна быть в пределах 220 - 250 мм3 за цикл при 80 ± 10 мин-1 .
Подрегулировку производить винтом 31 (см. рис. 3) кулисы только в сторону увеличения подачи топлива, после чего винт законтрить чеканкой.
После подрегулировки проверить и в случае необходимости отрегулировать производительность секций насоса винтом регулировки номинальной подачи;
- проверить выключение подачи топлива скобой регулятора.
При повороте скобы в нижнее положение на 45 подача топлива всеми секциями насоса должна полностью прекратиться.
Если подача не выключается, то следует проверить легкость хода и устранить возможное заедание рейки;
- - запломбировать топливный насос высокого давления и регулятор;
- - установить автоматическую муфту и затянуть гайку ее крепления с приложением момента 10 —12 кгс-м.
Гайка крепления муфты опережения впрыска подтягивается во всех случаях, когда топливный насос высокого давления снимается с двигателя.