Коробку передач автомобиля МАЗ-5335 и его модификаций при ремонте разбирают в три этапа: частичная разборка, общая разборка узлов
При частичной разборке выполняют следующие операции
- - Вывертывают маслосливные пробки, болты крепления крышки заборника 20 (рис. 1) масляного насоса снимают с коробки передач в сборе с магнитом, вынимают с заборника и прокладку крышки заборника.
- - Отвертывают гайки механизма дистанционного переключения передач к верхней крыше, снимают со шпилек пружинные шайбы, механизм и прокладку механизма дистанционного переключения передач.
- - Вывертывают болты крепления верхней крышки 13 к картеру 18 коробки передач, снимают с картера верхнюю крышку в сборе со штоком и вилками и прокладку крышки.
- - Вывертывают болты и снимают крышки люков отбора мощности их прокладки.
- - Отвертывают гайку крепления фланца 16, предварительно удалив шплинт, снимают тарельчатую шайбу и съемником (рис. 2) снимают фланец 16 (см. рис. 1) крепления карданного вала к ведомому валу коробки передач.
Вывертывают болты крышки 15 заднего подшипника ведомого вала, снимают крышку с сальником и приводом спидометра.
- - Снимают пружину муфты 1 включения сцепления, отвертываем гайку крепления шланга для смазки подшипника к картеру 4 сцепления, вывертывают шланг в сборе из муфты выключения сцепления и снимают муфту 1 в сборе с подшипником с крышки 3 заднего подшипника ведущего вала.
- - Вывертывают стяжной болт вилки выключения сцепления, снимают с него пружинную шайбу и, продвигая вал вилки выключения сцепления шлицевым концом вперед, снимают вилку.
Затем выбивают шпонку из паза вала и вынимают вал из отверстия картера 4 сцепления.
При общей разборке выполняют следующие операции
- - Отвертывают болты крепления крышки 3 заднего подшипника ведущего вала 2, снимают крышку 3 в сборе с сальником и вынимают ведущий вал 2 в сборе из картера 18 коробки передач, применяя при этом съемник.
- - Продвигают ведомый вал 14 в сборе вперед до выхода заднего подшипника из гнезда, вынимают клешами из кольцевой канавки стопорное кольцо и спрессовывают съемником с ведомого вала задний подшипник и червяк 35 шестерни привода спидометра.
После этого вынимают из картера 18 коробки передач в вал 14 в сборе и снимают со шлицевой поверхности его шестерни первой передачи и заднего хода.
- - Вывертывают болты крепления масляного насоса 25 к картеру коробки передач, снимают насос 25 в сборе и прокладки.
- - Вывертывают болты крышки заднего подшипника промежуточного вала 17, снимают прокладку крышки. Удаляют контровочную проволоку, два болта крепления упорной шайбы заднего подшипника промежуточного вала 17 и снимают шайбу.
Вынимают ось 26 блока шестерен заднего хода и блок 27 шестерен с подшипниками. Вынимают из блока 27 шестерен заднего хода роликовые подшипники и распорную втулку.
Продвигают промежуточный вал 17 в сборе до выхода заднего подшипника промежуточного вала из гнезда картера 18 коробки передач, вынимают клещами стопорное кольцо из канавки подшипника, спрессовывают подшипник с вала и вынимают промежуточный вал 17 в сборе с шестернями из картера коробки передач.
- - Удаляют шплинтовочную проволоку, вывертывают болты крепления картера сцепления 4, снимают с болтов пружинные шайбы и снимают картер сцепления с картера коробки передач 18.
Затем вывертывают из картера коробки передач пробку контроля уровня масла и пробки масляного канала.
Окончательная разборка коробки передач предусматривает полную разборку следующих узлов и механизмов:
- - ведомый вал и крышка заднего подшипника;
- - промежуточный и ведущий валы;
- - механизм дистанционного управления коробкой передач;
- - верхняя крышка коробки передач;
- - масляный насос.
При разборке ведомого вала и крышки заднего подшипника выполняют следующие операции.
Устанавливают ведомый вал 14 (см. рис. 1) в сборе с шестернями на подставку резьбовым концом в вертикальное положение.
Вынимают из кольцевой канавки пружинное упорное кольцо, снимают с вала передний подшипник, синхронизатор 5 четвертой и пятой передач и вынимают замковую шпонку упорной шайбой шестерни 8 пятой передачи.
Вставляют стальную выколотку между зубьями внутреннего зацепления шестерни 8 пятой передачи и упорной шайбой и, вращая шестерню, выводят упорную шайбу из зацепления со шлицами ведомого вала.
Снимают шестерню 8 пятой передачи ведомого вала и упорную шайбу шестерни пятой передачи.
Снимают с вала шестерню 9 третьей передачи и синхронизатор 10 второй и третьей передач.
Уперевшись в шестерню 11 второй передачи, спрессовывают на прессе с вала втулку шестерни 8 пятой передачи, втулку шестерни 9 третьей передачи и распорную втулку шестерен второй 11 и третьей 9 передач.
Снимают с ведомого вала шестерню 11 второй передачи, упорную шайбу шестерни второй передачи и выбивают сегментные шпонки из пазов вала.
Удалив шплинтовочную проволоку, вывертывают из крышки 15 заднего подшипника ведомого вала болты крепления сменных шестерен, снимают крышку и прокладку крышки.
Отвертывают колпачок крышки сменных шестерен, снимают прокладку, вынимают валик ведомой цилиндрической шестерни привода спидометра и вынимают из крышки шестерню привода спидометра.
Установив крышку 15 на подставку плоскостью соединения с картером коробки передач выпрессовывают из нее сальник в сборе.
При разборке промежуточного вала выполняют следующее:
- - снимают с промежуточного вала 17 упорное кольцо переднего подшипника, спрессовывают передний подшипник и снимают упорное кольцо шестерни 24 привода промежуточного вала;
- - спрессовывают с промежуточного вала поочередно: шестерню 24, шестерню 23 привода отбора мощности, шестерню 22 пятой передачи и шестерню 21 третьей передачи.
В каждом случае спрессовки шестерен производят выбивку шпонок из пазов промежуточного вала;
- - снимают распорную втулку, спрессовывают шестерню 19 второй передачи и выбивают сегментную шпонку.
При разборке ведущего вала 2 отвертывают кольцевую гайку, вынимают из кольцевой канавки подшипника клещами стопорное кольцо и спрессовывают съемником задний подшипник, а затем из крышки 3 выпрессовывают сальник.
При разборке механизма дистанционного управления коробкой передач выполняют следующие операции.
Закрепив механизм в тисках, вывертывают болты крепления крышки картера 30 механизма, снимают с картера крышку и прокладку.
Отгибают замковую шайбу, вывертывают болт крепления головки штока 28, вынимают шток и головку штока.
Вывертывают установочный винт, предварительно удалив шплинтовочную проволоку, выдвигают вал 34 из картера 30 механизма, одновременно снимая с него рычаг 6 переключения передач, и выбивают сегментную шпонку из канавки на валике.
Удалив шплинтовочную проволоку, вывертывают установочный винт промежуточного рычага 29 переключения передач, снимают промежуточный рычаг и выбивают из паза валика сегментную шпонку.
Вывертывают из картера маслоналивную и маслосливную пробки.
Вывертывают из картера 30 стопорный винт с шайбой и вынимают из картера втулку, штифт 33 ограничителя и пружину штифта ограничителя.
Из гнезда картера 30 удаляют уплотнительное кольцо штока 2
Удаляют при необходимости выполнения ремонтных работ технологические заглушки из картера
При разборке верхней крышки коробки передач выполняют следующее:
- - вывертывают из крышки 13 сапун и маслоналивную пробку 14;
- - вывертывают стакан 4 пружинного предохранителя включения хода вместе с пружиной;
- - отвертывают гайку оси 5 поводка 3, снимают пружинную шайбу, выбивают ось 5, снимают с оси поводок и вынимают из картера штифт фиксатора передач;
- - устанавливают крышку коробки передач вилками переключения передач вверх;
- - удаляют заглушки 1 штоков, продвигают шток 17 вилки 20 переключения третьей и четвертой передач вперед в крайнее положение;
- - вывертывают стопорный болт 21, выбивают шток 17 из вилки 20 и вынимают его из гнезда крышки 13;
- - вывертывают стопорные болты из вилки 15 включения заднего хода и головки 2 штока и выбивают шток 12 из вилки 15, головки 2 и гнезд крышки 13;
- - вывертывают стопорные болты вилки 16 переключения первой и второй передач и головки 8 штока, предварительно удалив шплинтовочную проволоку, и выбивают шток 8 из вилки 16 и головки
- - вынимают из крышки 13 штифт и шарики 7 замка штока, предварительно выбив заглушку 18, шарики 9 и пружины 10 фиксаторов штоков вилок переключения передач.