Все устройства, предназначенные для пуска автомобильных двигателей при отрицательных температурах окружающего воздуха, делят на два вида: устройств. обеспечивающие пуск холодного двигателя, и устройства, обеспечивающие его предпусковым разогревом
Первый вид устройств дает возможность обеспечить пуск двигателя без пpeдварительного изменения его теплового состояния, второй изменяет тепловое а стояние двигателя перед пуском с помощью подогрева его до температуры, при которой возможен надежный пуск.
На двигателях КамАЗ применяют оба вида устройств. В качестве первого используют электрофакельное устройство ЭФУ в качестве второго — предпусковой подогреватель.
Предпусковой подогреватель
Предпусковой подогреватель является устройством, предназначенным для обеспечения общего разогрева двигателя перед пуска при отрицательных температурах окружающего воздуха.
Подогреватель монтируется непосредственно на автомобиле работает автономно, независимо от двигателя, используя лишь электроэнергию аккумуляторных батарей автомобиля.
Это пламенный подогреватель (рис.1), в котором за счет теплоты, выделяемой при сжигании жидкого топлива, обеспечивается нагрев теплоносителя системы охлаждения двигателя.
Теплоноситель, постоянно циркулируя через теплообменник подогревателя, нагревается и переносит теплоту, отдавая ее деталям двигателя.
Одновременно обеспечивается подогрев масла в поддоне масляного картера выходящим! отработавшими газами.
На двигателях КамАЗ применен подогреватель жидкости — дизельный модель ПЖД-30.
Подогреватель установлен под передней поперечиной 6 (рис.) рамы автомобиля и включает в себя котел 2 с горелкой, электромагнитный топливный клапан 1 с форсункой и электронагревателем топлива, насосный агрегат 7 с электродвигателем, вентилятором, жидкостным и топливным насосами, систему электроискрового разжига топливной смеси и систему дистанционного управления подогревателем.
Питание подогревателя осуществляется из специального топливного бачка 5, заполнение которого происходит автоматически при работающем двигателе.
При неработающем двигателе бачок может быть наполнен ручным топливопрокачивающим насосом, установленным на ТНВД.
Котел подогревателя (рис. 3) изготовлен из листовой нержавеющей стали и предназначен для передачи теплоты циркулирующей через него жидкости.
По принципу действия котел является рекуперативным теплообменником (передача теплоты от продуктов сгорания к теплоносителю осуществляется через разделяющую их твердую стенку) и состоит яз двух жидкостных рубашек и двух газоводов.
Продукты сгорания из горелки направляются в прямой газоход, затем заходят по обратному газоходу и отводятся из котла к картеру двигателя для подогрева масла.
На выходе из обратного газохода установлен нагреватель, обеспечивающий подогрев топлива, подаваемого к форсунке, до температуры 60-80° С отработавшими газами.
Горелка съемная, закреплена к котлу болтами. Это позволяет периодически или по мере необходимости очищать внутренние поверхности горелки и газохода котла от нагара.
В камере сгорания горелки, в зоне ее смесеобразования, происходит приготовление горючей смеси, состоящей из топлива и воздуха, ее воспламенение и сгорание.
Подвод воздуха в горелку осуществляется в направлении, перпендикулярном ее оси. Это обеспечивает обдув торца форсунки и искровой свечи, уменьшая нагарообразование на их поверхностях.
Искровая свеча (рис.4) подогревателя отличается от обычной автомобильной свечи зажигания боковым электродом, роль которого выполняет наружный экран 3.
Наличие экрана вокруг центрального электрода дает возможность получать искровой разряд в любой части окружности экрана, повышая этим надежность свечи в условиях работы в зоне повышенного нагарообразования.
Длина свечи подобрана так, чтобы зона искрового разряда находилась в зоне распыла топлива форсункой.
Насосный агрегат представляет собой устройство, состоящее из вентилятора (нагнетателя), топливного и жидкостного насосов, приводимых от одного электродвигателя
Жидкостный насос и вентилятор, изготовлены в литом алюминиевом корпусе, установлены с одной стороны приводного электродвигателя
Топливный насос, имеющий автономный корпус, закреплен с противоположной стороны электродвигателя
Такая конструкция насосного агрегата не вызывает трудностей при установке и удобна в обслуживании
Жидкостный насос центробежного типа предназначен для обеспечения циркуляции жидкости между предпусковым подогревателем и системой охлаждения двигателя
Рабочее колесо установлено на вал электродвигателя и закреплено гайкой.
Со стороны вентилятора рабочая полость насоса уплотнена резиновой манжетой.
Жидкость к насосу подводится через патрубок на крышке насоса, а отводится через патрубок на корпусе насоса. Для слива жидкости из полости насоса служит краник
Вентилятор центробежного типа обеспечивает подачу воздуха в горелку подогревателя.
Крыльчатка вентилятора установлена на вал электродвигателя на шпонке и закреплена гайкой.
Необходимый зазор между крыльчаткой и корпусом вентилятора обеспечивается распорной втулкой, установленной между подшипником электродвигателя и ступицей крыльчатки.
Топливный насос шестереночного типа обеспечивает подачу топлива под давлением к форсунке подогревателя.
Вал насоса со стороны электродвигателя уплотнен резиновой манжетой. Вал ведущей шестерни насоса соединен с валом электродвигателя эластичной муфтой.
Подача топливного насоса регулируется редукционным клапаном, обеспечивающим перепуск топлива из нагнетательной полости насоса во всасывающую.
Система электроискрового розжига предназначена для обеспечения искрового разряда в горелке при пуске подогревателя.
Воспламенение топливной смеси в горелке подогревателя осуществляется высоковольтным разрядом, который образуется между электродами свечи 3.
Высокое напряжение на электродах свечи создается транзисторным коммутатором с индукционной катушкой 2.
Система дистанционного управления подогревателем дает возможность управлять работой подогревателя, как при рабочем положении кабины автомобиля, так и при поднятой кабине.
Переключатель 7 управления работой подогревателя, установленный на кронштейне в кабине, имеет четыре возможных положения:
- - положение 0 - все выключено;
- - положение I - включен электродвигатель насосного агрегата, электромагнитный клапан и пусковая свеча;
- - положение II - включен электродвигатель насосного агрегата и электромагнитный клапан;
- - положение III - включен электродвигатель насосного агрегата и электродвигатель топлива.
Подогреватель работает следующим образом. Топливный насос подогревателя отбирает топливо из бачка, которое через открытый электромагнитный клапан подводится к форсунке и впрыскивается во внутреннюю полость горелки.
Распыленное топливо смешивается с подаваемым вентилятором воздухом, воспламеняется и сгорает, нагревая в теплообменнике охлаждающую жидкость.
Продукты сгорания топлива через выпускную трубу направляются под масляный картер двигателя и нагревают в нем масло.
При сервисе С (осенью):
- - очистите от нагара искровую свечу;
- - промойте редукционный клапан топливного насоса;
- - проверьте работу предпускового подогревателя.
При проверке работы предпускового подогревателя не допускайте подтекания охлаждающей жидкости и топлива в соединениях трубопроводов и кранах.
Нормальная работа определяется по равномерному гулу горения в теплообменнике и выходу отработавших газов без дыма и открытого пламени.
При необходимости отрегулируйте расход топлива редукционным клапаном топливного насоса в следующем порядке:
- - отверните колпачковую гайку на топливном насосе;
- - ослабьте контргайку регулировочного винта;
- - поворачивая регулировочный винт вправо (подача топлива увеличивается) или влево (подача топлива уменьшается), отрегулируйте режим работы подогревателя.
По окончании регулирования застопорите регулировочный винт контргайкой и наверните колпачковую гайку.
Для обеспечения нормальной работы подогревателя регулирование подачи топлива следует производить при отрицательных температурах окружающего воздуха (не выше минус 5ºС).
После мойки автомобиля и преодолевания брода в холодное время года удалите воду, попавшую в воздушный тракт вентилятора, включением насосного агрегата на 3-4 мин, для этого переведите ручку переключателя в положение III, предварительно отсоединив провод электронагревателя топлива.
На некоторые автомобили устанавливается предпусковой подогреватель 15.8106 - Предпусковой подогреватель 15.8106 двигателя Камаз