Устанавливаем блок цилиндров на стенд для сборки двигателя
Собираем и подготавливаем поршневую группу
Подготавливаем коленчатый вал для сборки.
Для начала нужно уложить коленчатый вал.
Для этого откручиваем боковые болты крепления бугелей (крышек коренных подшипников) (рис. 1).
Откручиваем нижние болты крепления бугелей (крышек коренных подшипников) (рис. 2).
Вынимаем бугеля и укладываем их по порядку (рис. 3).
Протираем посадочные места коренных подшипников.
Укладываем верхние коренные вкладыши с проточкой посередине (рис. 4).
Смазываем моторным маслом и устанавливаем толкатели в гнезда блока (рис. 5).
Смазываем тонким слоем моторного масла верхние коренные вкладыши (рис. 6).
Укладываем коленчатый вал в блок цилиндров.
Коленчатый вал нужно укладывать так, чтобы противовес первого цилиндра смотрел вниз относительно поддона двигателя (тогда он лучше садится на место) (рис. 7).
Вставляем нижние коренные вкладыши в бугеля (крышки коренных подшипников), смазываем вкладыши и устанавливаем бугеля, чтобы замки вкладышей совпадали (рис. 8).
Наживляем нижние болты бугелей.
В проточки задней коренной опоры вставляем сталеалюминиевые полукольца так, чтобы сторона с канавками прилегала к упорным торцам вала, а ус входил в паз на крышке заднего коренного подшипника.
Предварительно затягиваем болты коренных подшипников моментом 94,2÷117,7 Нм (9,6÷12кгс.м).
Затяжку начинаем со среднего коренного подшипника (рис. 10), в порядке 3-4-5-2-1.
Окончательно затягиваем болты крышек коренных подшипников моментом 206÷230,5 Нм (21÷23,5).
Вворачиваем и затягиваем стяжные болты М12 блока, обеспечив момент затяжки 80,4÷90,2 Нм (8,2÷9,2 кгс.м).
При затяжке динамометрическим ключом сопротивление должно нарастать плавно, без рывков. Момент отсчитывайте при движении ключа.
По окончании затяжки коленчатый вал должен свободно проворачиваться от усилия руки, приложенного к установочным штифтам маховика, осевой зазор в упорном подшипнике должен быть не менее 0,05 мм.
Для удобства установки поршневой группы, поворачиваем блок на стенде в вертикальное положение.
Установку начинаем с восьмого цилиндра.
Вставляем верхний вкладыш шатуна, смазываем его тонким слоем моторного масла (рис. 11), и смазываем тонким слоем моторного масла цилиндр.
С помощью приспособления для установки поршневой группы вставляем шатун с поршнем в блок цилиндров, обеспечив разное расположение замков колец, чтобы замки не совпадали на одной оси с поршневым пальцем.
Деревянной стороной молотка аккуратно подбиваем поршень, следя за правильным положением болтов и вкладыша шатуна.
Вставляем вкладыш в крышку шатуна, смазываем шатун и устанавливаем его таким образом, чтобы замки вкладышей совпадали (рис. 13). Наживляем гайки крепления крышки шатуна.
Момент затяжки болтов крышек шатуна с резьбой М12 до удлинения на 0,25÷0,27 мм.
Болтов усиленной конструкции с резьбой М13 – 117,7÷127,4 Нм (12÷13 кгс.м).
После этого вставляем шатун с поршнем в четвертый цилиндр.
Прокручиваем коленчатый вал и вставляем поршень с шатуном в 7 и 3 цилиндр.
Таким же образом вставляем остальные поршня с шатунами и затягиваем динамометрическим ключом (рис. 14), моментом указанным выше.
Проворачиваем коленчатый вал несколько раз.