Кривошипно-шатунный механизм состоит из: коленчатого вала, поршней с поршневыми кольцами и пальцами, шатунов, коренных и шатунных подшипников, маховика
Коленчатый вал - стальной, имеет пять коренных и четыре шатунных шейки.
Спереди и сзади коленчатый вал уплотняется манжетами.
Поршень изготавливается из алюминиевого сплава.
В днище поршня выполнена камера сгорания.
В верхней части поршень имеет три канавки - в первые две устанавливаются компрессионные кольца, в третью - маслосъемное кольцо.
Под канавку верхнего компрессионного кольца залита вставка из специального чугуна.
Поршневые кольца
Верхнее компрессионное кольцо выполнено из высокопрочного чугуна, в сечении имеет форму равнобокой трапеции, второе компрессионное кольцо конусное.
На торцовой поверхности у замка компрессионные кольца имеют маркировку «Верх» («ТОР»). Маслосъемное кольцо коробчатого типа с пружинным расширителем.
Шатун - стальной. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеются отверстия.
Распределительный механизм состоит из распределительного вала, впускных и выпускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, регулировочных винтов с гайками, тарелок с сухариками, пружин, стоек и оси коромысел.
Распределительный вал приводится в действие от коленчатого вала через шестерни распределения
Толкатели стальные. Кулачки распределительного вала изготовлены с небольшим наклоном, поэтому толкатели в процессе работы поворачиваются.
Ось коромысел полая, имеет восемь радиальных отверстий для подвода масла к коромыслам.
Уплотнительные манжеты, установленные на направляющие втулки клапанов, исключают попадание масла в цилиндры дизеля и выпускной коллектор через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками.
Согласованная работа топливного насоса высокого давления и механизма газораспределения обеспечивается установкой шестерен распределения по меткам в соответствии с рисунком 1.
Проверку затяжки болтов крепления головки цилиндров проводить после окончания обкатки и при каждом втором ТО-2 на прогретом двигателе.
Перед проверкой затяжки болтов необходимо снять колпак и крышку головки цилиндров, а также снять ось коромысел с коромыслами и стойками.
Затем динамометрическим ключом проверить затяжку и при необходимости подтянуть.
Болты крепления головки цилиндров затягивать, как показано на рисунке 2, в порядке возрастания номеров с приложением момента (210-230) Нм.
После первой затяжки следует повторно проверить крутящий момент на каждом болту, соблюдая указанную очередность.
После проверки затяжки болтов установить на место ось коромысел и отрегулировать зазор между клапанами и коромыслами.
Механизм газораспределения
Зазоры между клапанами и коромыслами проверять и, при необходимости, регулировать при каждом ТО-2, а также после снятия головки цилиндров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана при проверке на непрогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости и масла не более 60 °С) должен быть:
- - впускные клапаны - (0,15-0,30) мм;
- - выпускные клапаны – (0,35-0,50) мм.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана при проверке на непрогретом двигателе должен быть:
- - впускные клапаны - (0,20-0,25) мм;
- - выпускные клапаны – (0,40-0,45) мм.
Регулировку клапанов следует проводить в следующей последовательности:
Снять колпак крышки головки цилиндров и проверить крепление стоек оси коромысел.
Повернуть коленчатый вал за венец маховика через отверстие в картере сцепления до перекрытия клапанов в первом цилиндре (впускной клапан 1-го цилиндра начинает открываться, а выпускной - заканчивает закрываться).
Отрегулировать зазоры в 4-м, 6-м, 7-м и 8-м клапанах (считая от вентилятора).
Для регулировки зазоров ослабить контргайку 1 (рис. 3) винта 2 на коромысле регулируемого клапана и, поворачивая винт, установить необходимый зазор по щупу между коромыслом и стержнем клапана.
Повернуть коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в 4-м цилиндре, и отрегулировать зазоры в 1-м, 2-м, 3-м и 5-м клапанах.
После регулировки зазоров гайки регулировочных винтов затянуть моментом (40-50) Нм, причем щуп должен выходить из зазора с усилием (3-5) Н.