Раздаточная коробка предназначена для изменения крутящего момента по величине и распределения его между передним и задним ведущими мостами

На автомобиле установлена двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым блокируемым дифференциалом.

Управляют раздаточной коробкой (выбор повышенной либо пониженной передачи, включение/выключение блокировки дифференциала) одним рычагом через механический рычажный привод.

Рис. 1. раздаточная коробка: 1 - ведомая шестерня; 2 - подшипники дифференциала; 3 - пружинная шайба; 4 - стопорное кольцо; 5 - муфта блокировки дифференциала; 6 - зубчатый венец корпуса дифференциала; 7 - зубчатый венец вала привода переднего моста; 8 - подшипник вала привода переднего моста; 9 - маслоотражатель; 10 - грязеотражатель; 11 - вал привода переднего моста; 12 - фланец 13 - сальник; 14 - пробка отверстия для слива масла; 15 - ведомая шестерня привода спидометра; 16 - ведущая шестерня привода спидометра; 17 - пробка отверстия для заливки и контроля уровня масла; 18 - передняя крышка раздаточной коробки; 19 - роликовый подшипник промежуточного вала; 20 - кронштейн подвески раздаточной коробки; 21 - крышка подшипника ведущего вала; 22 - упорное кольцо подшипника; 23 - подшипники ведущего вала; 24 - шестерня повышающей передачи; 25 - ступица муфты переключения передач; 26 - муфта переключения передач; 27 - картер раздаточной коробки; 28 - шестерня понижающей передачи; 29 - втулка шестерни низшей передачи; 30 - вал ведущей; 31 - задняя крышка; 32 - шариковый подшипник промежуточного вала; 33 - промежуточный вал; 34 - корпус дифференциала; 35 - упорная шайба шестерни привода заднего моста; 36 - подшипник вала привода заднего моста; 37 - шестерня привода заднего моста; 38 - сателлит; 39 - ось сателлитов; 40 - стопорное кольцо оси сателлитов; 41 - ось подвески раздаточной коробки; 42 - пружинная шайба; 43 - шестерня привода переднего моста

 У раздатки две передачи с передаточными числами 1,200 и 2,135. Передний и задний мосты вращаются постоянно и связаны межосевым дифференциалом.

Чтобы повысить проходимость автомобиля дифференциал блокируется, при этом задние и передние приводные валы жестко связаны между собой.

Раздаточная коробка крепится к полу кузова на двух резинометаллических кронштейнах.

Для регулировки ее положения относительно фланца промежуточного вала отверстия в кронштейнах сделаны овальными, а между ними и кузовом могут быть установлены регулировочные прокладки.

Корпусные детали раздаточной коробки отлиты из алюминиевого сплава и соединены между собой шпильками и гайками

В верхней части картера выполнен лючок, закрытый штампованной стальной крышкой.

Передняя крышка центрируется на картере по двум установочным штифтам.

Между крышками и картером расположены картонные прокладки (при ремонте можно использовать вместо них герметик).

Все валы (в том числе и валик привода спидометра), а также штоки вилок переключения передач и блокировки дифференциала уплотнены сальниками.

В передней крышке выполнены два отверстия — заливное (оно же контрольное) и сливное.

Ведущий вал установлен на двух шариковых подшипниках в гнездах передней крышки и картера.

Внутреннее кольцо переднего подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.

Внутреннее кольцо заднего подшипника зажато между буртиком вала и упорной шайбой гайкой на заднем конце вала.

Гайку стопорят, вдавливая ее кромку в пазы на валу.

Ведущий вал зафиксирован от осевого смещения установочным кольцом в проточке на внешнем кольце заднего подшипника и зажатым между картером и задней крышкой.

На ведущем валу расположены две ведущие шестерни. Передняя (большая) — высшей передачи, она свободно вращается на шейке вала.

Задняя (меньшая) — низшей передачи — свободно вращается на втулке, установленной на валу с натягом. Шестерни имеют по два венца.

Косозубые (большие) венцы находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала, а с прямозубыми (малыми) соединяется муфта переключения передач при включении передачи.

Муфта перемещается по ступице, жестко посаженной на шлицах вала между ведущими шестернями.

В среднем положении муфты обе передачи выключены (4нейтралы) и крутящий момент от двигателя не передается на колеса.

Рис. 2. Привод раздаточной коробки: 1 - вилка муфты блокировки дифференциала; 2 - муфта блокировки дифференциала; 3 - стопорный болт вилки; 4 - защитный чехол штока; 5 - пружина рычага; 6 - шток вилки блокировки дифференциала; 7 - крышка картера привода переднего моста; 8 - стопорная шайба; 9 - втулка оси рычага; 10 - ось рычага; 11 - рычаг блокировки дифференциала; 12 - шток вилки переключения передач; 13 - вилка рычага управления; 14 - рычаг управления; 15 - тяга рычага блокировки дифференциала; 16 - муфта переключения передач; 17 - вилка муфты переключения передач; 18 - дистанционная втулка; 19 - шарик фиксатора; 20 - втулка пружины фиксатора; 21 - пружина фиксатора; 22 - выключатель контрольной лампы блокировки дифференциала; 23 - ось вилки рычага управления; 24 - болт крепления вилки

Промежуточный вал представляет собой блок двух косозубых шестерен, находящихся в постоянном зацеплении с шестернями ведущего вала.

Передняя шестерня, кроме того, находится в зацеплении и с ведомой шестерней, закрепленной на корпусе дифференциала.

Промежуточный вал вращается в двух подшипниках:

передний — роликовый, задний — шариковый. От осевого смещения вал зафиксирован установочным кольцом в канавке наружною кольца заднего подшипника, которое зажато между картером и задней крышкой (так же, как и у ведущего вала).

В переднем торце вала запрессована стальная ведущая шестерня привода спидометра.

Ведомая шестерня привода спидометра — пластмассовая, установлена на валике, вращающемся во втулке корпуса привода спидометра. Корпус закреплен на передней крышке раздаточной коробки.

На автомобиле ВАЗ-21214 с распределенным впрыском топлива дополнительно к механическому приводу спидометра на раздаточной коробке установлен датчик скорости.

Вал привода переднего моста передним концом опирается на шариковый подшипник в картере привода переднего моста, закрепленного на передней крышке раздаточной коробки.

Внутреннее кольцо подшипника зажато между буртиком вала и упорным кольцом самоконтрящейся гайкой фланца вала.

От осевого смещения подшипник зафиксирован стопорным кольцом, входящим в канавку картера привода переднего моста.

Задний шлицевой конец вала соединен с шестерней привода переднего моста дифференциала. Прямозубая шестерня на валу служит для блокировки дифференциала.

Конструкция и установка вала привода заднего моста аналогична, но на нем нет шестерни.

Корпус дифференциала выполнен разъемным, обе его части соединены шестью болтами.

Эти же болты крепят и ведомую шестерню к корпусу дифференциала. Последний установлен на двух шариковых подшипниках.

Внутренне кольцо переднего подшипника удерживается от смещения распорной пружинной шайбой, опирающейся на стопорное кольцо в проточке корпуса дифференциала.

В канавку на внешнем кольце подшипника входит установочное кольцо, зажатое между передней крышкой раздаточной коробки и картером привода переднего моста.

Таким образом, корпус дифференциала удерживается от осевого смещения передним подшипником; задний подшипник не зафиксирован.

На передней части корпуса дифференциала выполнены шлицы, по которым перемещается муфта блокировки.

При включении блокировки муфта соединяется с шестерней на валу привода переднего моста, соединяя его с корпусом дифференциала.

В отверстиях корпуса дифференциала установлена ось сателлитов, удерживаемая двумя стопорными кольцами. Под одним из колец находится пружинная шайба, препятствующая осевому перемещению оси сателлитов.

Сателлиты (конические шестерни), расположенные на оси, находятся в постоянном зацеплении с шестернями привода мостов.

Между корпусом дифференциала и сателлитами установлены опорные шайбы. Их толщина подбирается так, чтобы осевой зазор шестерен привода мостов не превышал 0,10 мм, а момент сопротивления вращению — 14,7 Нм.

Управление раздаточной коробкой — ручное, с механическим рычажным приводом.

Задним рычагом водитель переключает передачи, передним — включает блокировку дифференциала.

Конструкция приводов управления коробкой схожа.

Рычаг качается в продольном направлении на оси, установленной в проушинах кронштейна спереди раздаточной коробки. дня уменьшения трения в отверстие рычага вставлены пластиковые втулки.

Нижний конец рычага входит в паз штока и фиксируется фигурной пружиной.

Другой конец штока соединен с вилкой соответствующей муфты (переключения передач или блокировки дифференциала) и стопорится болтом.

Шток на выходе из коробки уплотнен сальником и защищен от пыли резиновым гофрированным чехлом.

Для фиксации привода в выбранном положении служит шариковый фиксатор — подпружиненный шарик входит в пазы на штоках.

На штоке переключения передач их три — для «нейтрали», высшей и низшей передач, на штоке блокировки дифференциала — два («включено» и «выключено»).

В крышку привода переднего моста ввернут выключатель, замыкающий цепь контрольной лампы при включении блокировки дифференциала.

Возможные неисправности раздаточной коробки

Причина неисправности - Способ устранения

Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) на всех режимах движения

Выход из строя эластичной муфты промежуточного вала - Замените эластичную муфту

Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при трогании автомобиля с места и разгоне до 80 км/ч

Не затянуты или повреждены опоры раздаточной коробки и задняя опора силового агрегата - Затяните гайки и болт крепления опор, замените поврежденные опоры

Тугое проворачивание или заедание в одной из плоскостей шарниров переднего или заднего карданных валов - Отремонтируйте карданные шарниры или замените шарниры в сборе

Неполное растормаживание стояночного тормоза - Отрегулируйте привод стояночного тормоза

Тугое проворачивание шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала - Проверьте состояние чехла и шарнира. Если детали шарнира изношены или повреждены, то замените шарнир в сборе

Вибрация раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений) при установившемся режиме движения (наиболее характерна при скорости 80-90 км/ч)

Повышенный дисбаланс карданных валов - Отремонтируйте или замените карданные валы

Повышенный дисбаланс межосевого дифференциала раздаточной коробки - Замените межосевой дифференциал

Заедание карданных шарниров переднего или заднего карданных валов - Отремонтируйте шарниры или замените карданные валы в сборе

Заедание шарнира равных угловых скоростей промежуточного вала - Проверьте состояние чехла и шарнира. При повреждении деталей шарнир подлежит замене

Ослаблены гайки и болты крепления опор двигателя или повреждены опоры двигателя - Затяните гайки и болты крепления опор или замените опоры

Изгиб болтов и фланца эластичной муфты промежуточного вала - Замените болты или промежуточный карданный вал

Затрудненное переключение передач или блокирование дифференциала

Заедание муфт на шлицах ступицы, корпуса дифференциала, валов привода переднего моста - Зачистите заусенцы, забоины или задиры, замените поврежденные детали

Забоины на зубьях малого венца шестерен высшей или низшей передач, а также на зубьях муфт и на шлицах вала привода переднего моста - Зачистите забоины и заусенцы, замените поврежденные детали

Затрудненное переключение передач или блокирование дифференциала

Заедание муфт на шлицах ступицы, корпуса дифференциала, валов привода переднего моста - Зачистите заусенцы, забоины или задиры, замените поврежденные детали

Забоины на зубьях малого венца шестерен высшей или низшей передач, а также на зубьях муфт и на шлицах вала привода переднего моста - Зачистите забоины и заусенцы, замените поврежденные детали

Изогнута вилка или шток - Выправьте деформированные детали

Заедание рычага привода на осях - Снимите рычаг, очистите оси и втулки. Поврежденные детали замените. Смажьте детали Литолом

Загрязнение или коррозия в шарнирах привода управления - Зачистите детали, поврежденные замените

Самопроизвольное выключение передач или блокировки дифференциала

Износ зубьев шестерен и муфт - Замените изношенные детали

Снижение упругости пружин фиксаторов или износ деталей фиксаторов - Замените пружины или изношенные детали

Неполное включение передач и отсутствие блокировки дифференциала из-за деформации деталей привода или вследствие забоин на шестернях, муфтах и шлицах - Деформированные детали выправьте или замените, забоины и заусенцы зачистите, поврежденные детали замените

Утечка масла

Повреждение уплотнительных прокладок - Замените прокладки

Ослабление гаек и шпилек крепления крышек к картеру - Подтяните гайки и шпильки

Изношены или повреждены сальники валов - Замените сальники

Износ уплотнительных колец штоков привода раздаточной коробки - Замените уплотнительные кольца

Наличие раковин, пористости и поврежденных поверхностей корпусных деталей - Замените корпусные детали

Методика определения причин вибрации раздаточной коробки и пола кузова (в зоне передних сидений)

Прежде всего, отметьте, при какой скорости возникает вибрация раздаточной коробки, затем приступайте к определению причин вибрации.

В случае появления вибраций после ремонта или замены узлов трансмиссии:

Установка поперечины, опоры коробки передач

Поднимите автомобиль на подъемнике на высоту, удобную для работы, ослабьте затяжку гаек крепления поперечины опоры КПП к кузову автомобиля и сместите агрегат влево до упора (рис. 3).

Затяните гайки в этом положении. Стрелка на рисунке указывает направление движения автомобиля.

Если дефект не устранился, произведите центровку раздаточной коробки:

- установите ручку переключения передач раздаточной коробки в нейтральное положение.

Запустите двигатель, включите вторую передачу рычагом переключения коробки передач.

Автомобиль не должен двигаться. Поднимите автомобиль на подъемнике на высоту, удобную для работы;

  • - ослабьте шесть гаек крепления раздаточной коробки к кузову;
  • - поворачивая раздаточную коробку на шпильках, добейтесь такого положения раздаточной коробки относительно кузова, при котором вибрация промежуточного карданного вала минимальна;
  • - удерживая данный режим, затяните гайки крепления раздаточной коробки к кузову
  • - опустите автомобиль, остановите двигатель.

Внимание. Нахождение людей в салоне автомобиля во время его подъема и ремонта запрещается.

Во время работы под автомобилем проявляйте повышенную осторожность. Для исключения травм не подносите к вращающимся деталям трансмиссии руки и инструмент.

 Установка шайб под поперечину задней опоры раздаточной коробки

Если дефект не устранился, установите дополнительные шайбы (рис. 4) толщиной 2,5мм между поперечиной задней опоры раздаточной коробки и кузовом автомобиля (по одной шайбе на каждую шпильку).

Если дефект не устранился, произведите переустановку заднего карданного вала, для чего:

  • - отверните болты крепления карданного вала к фланцам раздаточной коробки и редуктора заднего моста;
  • - поверните вал относительно фланцев раздаточной коробки и редуктора заднего моста на 180°;
  • - закрепите вал в данном положении.

Если дефект не устранился, произведите переустановку переднего карданного в последовательности, указанной выше.

Если дефект не устранился, произведите замену заднего карданного вала.

Если дефект не устранился, произвести замену переднего карданного вала.

Если дефект не устранился, произвести замену промежуточного карданного вала.

new

Для снятия дисков сцепления выполните операции с 1 по 5 раздела " Замена выжимного подшипника УАЗ-3151 "

Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости центробежным насосом