На автомобиле установлено однодисковое, сухое, постоянно замкнутое сцепление с центральной диафрагменной пружиной

Устройство сцепления показано на рис. 1

Привод сцепления гидравлический, беззазорный, с автоматической компенсацией износа фрикционных накладок ведомого диска.

Устройство сцепления: 1 - картер сцепления; 2 - маховик; 3 - болт крепления кожуха сцепления к маховику; 4 - ведомый диск; 5 - нажимной диск; 6 - кожух сцепления; 7 - муфта выключения сцепления; 8 - первичный вал коробки передач; 9 - вилка выключения сцепления

Привод состоит из главного 2 (рис. 2) и рабочего 11 цилиндров, педали сцепления, трубки 1 гидропривода выключения сцепления и шланга.

Рис. 2 Привод выключения сцепления: 1 - трубка; 2 - главный цилиндр; 3 - гайка крепления главного цилиндра; 4 - кронштейн педалей; 5 - муфта выключения сцепления; 6 - шаровая опора; 7 - вилка выключения сцепления; 8 - чехол вилки выключения сцепления; 9 - болт крепления кронштейна; 10 - кронштейн; 11 - рабочий цилиндр; 12 - клапан для удаления воздуха; 13 - ось педали сцепления; 14 - педаль сцепления; 15 - стопорная скоба; 16 - толкатель главного цилиндра; 17 - втулка; 18 - стопорная скоба; 19 - втулка

Чтобы сцепление служило долго и безотказно, не держите постоянно ногу на педали сцепления.

Эту вредную привычку зачастую приобретают во время обучения вождению в автошколах из боязни не успеть выключить сцепление во время остановки автомобиля.

Помимо быстрой усталости ноги, находящейся все время над педалью, сцепление оказывается хоть немного, но выжато, и ведомый диск при этом пробуксовывает и изнашивается.

Кроме того, хотя выжимной подшипник и рассчитан на работу в режиме постоянного вращения, он при нажатой чуть-чуть педали находится под повышенной нагрузкой, и его ресурс снижается.

По той же причине не рекомендуем подолгу держать сцепление в выключенном состоянии (например, в пробках).

Если не придется сразу трогаться с места, лучше включить нейтральное положение коробки передач и отпустить педаль.

Пробуксовку сцепления легко определить при помощи тахометра.

Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом немного падают и автомобиль начинает разгоняться, сцепление требует ремонта.

Проверка технического состояния сцепления

Проверьте техническое состояние сцепления следующими способами.

Включите нейтральную передачу в коробке передач, пустите двигатель автомобиля и прогрейте его до рабочей температуры.

При работе двигателя с минимальной частотой вращения коленчатого вала выключите сцепление (нажмите на педаль) и включите передачу заднего хода.

Передача должна включаться без скрежета, стука и других посторонних шумов.

На ходу автомобиля переключайте передачи. Все передачи должны включаться без скрежета, стука и других посторонних шумов.

При разгоне автомобиля должна наблюдаться пропорциональность между увеличением частоты вращения коленчатого вала двигателя и увеличением скорости движения автомобиля (сцепление не должно «буксовать»).

Пробуксовку сцепления легко определить при помощи тахометра.

Если во время движения при резком нажатии на педаль акселератора обороты резко растут, а потом чуть падают и автомобиль начинает разгоняться, сцепление требует ремонта.

Если указанные признаки нормальной работы сцепления отсутствуют, попробуйте удалить воздух из гидропривода сцепления, статья - "Как прокачать сцепление"

Если прокачка гидропривода не привела к желаемому результату, снимите сцепление для ремонта.