Относится к двигателям без гидрокомпенсаторов

Для компенсации теплового расширения стержня клапана между кулачком распределительного вала и толкателем клапана необходим зазор

Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм – для выпускных

Зазор задается подбором толщины регулировочных шайб.

Регулировка клапанов двигателя

Шайбы устанавливаются в нишу, расположенную на толкателях сверху.

Чтобы удобнее было извлекать шайбы, на верхних кромках толкателей сделаны пазы.

Замер и регулировку зазоров проводим на холодном двигателе.

Снимаем экран двигателя.

Регулировка клапанов двигателя

Крестовой отверткой ослабляем затяжку хомута крепления шланга вентиляции картера

Регулировка клапанов двигателя

Снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров

Регулировка клапанов двигателя

Крестовой отверткой ослабляем затяжку хомута крепления шланга основного контура системы вентиляции картера

Регулировка клапанов двигателя

Снимаем шланг с крышки ГБЦ

Регулировка клапанов двигателя

Ослабляем затяжку хомута и снимаем шланг контура холостого хода системы вентиляции картера и снимаем шланг с патрубка крышки ГБЦ

Регулировка клапанов двигателя

Головкой на 10 откручиваем три гайки крепления кронштейна ресивера

Регулировка клапанов двигателя

Снимаем кронштейн

Регулировка клапанов двигателя

Две шпильки крепления кронштейна к ресиверу вворачиваются в закладные гайки, установленные в пазах ресивера

Регулировка клапанов двигателя

Головкой на 10 откручиваем две колпачковые гайки крепления крышки головки блока цилиндров

Регулировка клапанов двигателя

Снимаем со шпильки металлическую шайбу

Регулировка клапанов двигателя

И снимаем резиновую втулку

Регулировка клапанов двигателя

Снимаем крышку головки блока цилиндров

Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные.

Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. "Как проверить и заменить ремень ГРМ Лада Калина").

Порядок проверки и регулировки зазоров в механизме привода клапанов следующий.

Таблица

Угол поворота коленчатого вала от положения совмещения меток (градус) - номера кулачков

  • 40-50 - выпускной первый 0,35 мм - впускной третий 0,20 мм;
  • 220-230 - выпускной пятый 0,35 мм - впускной второй 0,20 мм;
  • 400-410 - выпускной восьмой 0,35 мм - впускной шестой 0,20 мм;
  • 580-590 - выпускной четвертый 0,35 мм - впускной седьмой 0,20 мм

Допуск на зазоры для всех кулачков составляет ±0,05 мм

Зазор равен толщине щупа, который входит между кулачками и шайбой с легким защемлением

Поворачиваем коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ.

Затем доворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке еще на 40-50° (2,5-3 зуба на шкиве распределительного вала).

Регулировка клапанов двигателя

В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого и третьего кулачков распределительного вала.

Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм для выпускных.

Допуск на зазоры для всех кулачков составляет 0,05 мм.

Регулировка клапанов двигателя

Если зазор отличается от нормы, то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.

Регулировка клапанов двигателя

Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).

Утапливание толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы: 1 - приспособление; 2 - толкатель

Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем.

Регулировка клапанов двигателя

Нажимаем вниз на рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель.

Регулировка клапанов двигателя

Устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении.

Фиксирование толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы: 1 - фиксатор; 2 - регулировочная шайба

Переводим рычаг приспособления в верхнее положение.

Регулировка клапанов двигателя

Пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу.

Регулировка клапанов двигателя

При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками.

Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз.

Вставив ребро другой отвертки (с шириной лезвия не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель и вынимаем пинцетом регулировочную шайбу.

Регулировка клапанов двигателя

Зазор регулируем подбором регулировочной шайбы с требуемой толщиной.

Для этого микрометром измеряем толщину извлеченной шайбы.

Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле:

  • Н = В+(А—С), мм,
  • где «А» — замеренный зазор; «В» — толщина извлеченной шайбы;
  • «С» — номинальный зазор; «Н» — толщина новой шайбы.

Толщина новой шайбы маркируется на ее поверхности электрографом.

Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор.

Регулировка клапанов двигателя

Еще раз проверяем зазор. При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением.

Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, проверяем и при необходимости регулируем зазоры других клапанов в последовательности, указанной в таблице.

Сборку двигателя проводим в обратной последовательности.

Регулировка клапанов двигателя

Перед установкой крышки головки блока заменяем ее уплотнительную прокладку новой.