На автомобиле Лада Гранта установлено два датчика кислорода
Управляющий датчик концентрации кислорода установлен в верхней части катколлектора
Кислород, содержащийся в отработавших газах, реагирует с датчиком кислорода, создавая разность потенциалов на выходе датчика.
Она изменяется приблизительно от 0,1 В (высокое содержание кислорода – бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода – богатая смесь)
Для нормальной работы датчик должен иметь температуру не ниже 360°С. Поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя в датчик встроен нагревательный элемент.
Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки.
Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то дается команда на обогащение смеси.
Если смесь богатая (высокая разность потенциалов), дается команда на обеднение смеси.
Диагностический датчик концентрации кислорода установлен в катколлекторе за нейтрализатором, работает по тому же принципу, что и управляющий датчик, и полностью с ним взаимозаменяем.
Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора.
Если нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика.
Замена диагностического датчика концентрации кислорода проводится аналогично замене управляющего датчика.
Следствием неисправности лямбда зонда является повышение порога токсичности отработавших газов, допускаемого бортовой системой диагностики по выбросу HC, CO.
Кислородные датчики могут иметь неисправность двух видов:
- - механическая неисправность одного из электрических компонентов (электрическая неисправность);
- - неисправность химического компонента, это приводит к увеличению времени ответа датчика и, следовательно, к увеличению периода срабатывания.
При неисправности датчика будет увеличен расход топлива, снижение мощности двигателя, неустойчивая работа на холостом ходу. Возможно повреждение каталитического нейтрализатора отработавших газов.
Для выполнения работы потребуются мультиметр (в режиме вольтметра), смотровая канава или эстакада (для снятия нижнего датчика) и специальный ключ для датчика кислорода.
Проверка датчика кислорода
Нажав на пружинный фиксатор, отсоединяем колодку жгута проводов от колодки датчика концентрации кислорода.
Включаем зажигание.
Проверяем напряжение питания нагревательного элемента на выводе «В» (обозначение выводов нанесено на колодке жгута проводов)
Подсоединяем «минусовой» щуп вольтметра к «массе» двигателя
Напряжение на выводе должно быть не меньше 12 В.
Если напряжение не поступает на колодку или оно меньше 12 В, значит, разряжена аккумуляторная батарея, неисправна цепь питания или неисправен ЭБУ.
Подсоединяем «минусовой» щуп вольтметра к выводу «С».
Измеряем напряжение между выводами «А» и «С».
Напряжение на выводах должно быть 0,45 В.
Если напряжение не поступает на колодку или оно отличается более чем на 0,02 В, значит, неисправна цепь питания или неисправен электронный блок управления.
Снятие и установка
Управляющий датчик концентрации кислорода расположен в верхней части катколлектора.
Датчик закрыт ресивером и впускной трубой двигателя, но снять его можно сверху из моторного отсека.
Показываем при снятых ресивере и впускной трубе
Сжимаем усики пластмассового держателя проводов датчика, вынимаем держатель из отверстия в теплозащитном экране рулевого механизма
Разъединяем колодки проводов
Рожковым ключом на 22 откручиваем датчик из резьбового отверстия в катколлекторе.
За время эксплуатации датчик может прикипеть к катколлектору и тогда рожковым ключом будет трудно открутить датчик. Можно открутить датчик накидным ключом.
Тогда нужно разобрать колодку или перекусить провод, идущий к датчику, если датчик подлежит замене.
Также можно проточить в накидном ключе прорезь и через нее продеть провод.
Извлекаем управляющий датчик концентрации кислорода
Диагностический датчик откручиваем снизу, установив автомобиль на подъемник или смотровую канаву.
Снимаем средний грязезащитный щиток моторного отсека
Колодка проводов соединяется в моторном отсеке, рядом со щитом передка (над центральной частью рулевого механизма)
Отжав фиксатор колодки проводов системы управления двигателем, отсоединяем колодку от колодки проводов диагностического датчика концентрации кислорода
Ключом на 22 выкручиваем датчик из резьбового отверстия в катколлекторе
Учитывая расположение в труднодоступном месте, отвернуть датчик лучше Z-образным накидным ключом на 22
Вынув резиновый держатель жгута проводов датчика из отверстия в теплозащитном экране рулевого механизма, продеваем через отверстие колодку жгута проводов
Снимаем диагностический датчик концентрации кислорода
Устанавливаем управляющий и диагностический датчик концентрации кислорода в обратной последовательности
Перед установкой датчиков наносим на резьбовую часть датчиков тонкий слой графитовой смазки.
Затягивайте датчик моментом 40–45 Нм.