Делитель передач автомобиля КамАЗ

Делитель передач механиче­ский, ускоряющий с пневматическим при­водом включения передач состоит из кар­тера 14, отлитого заодно с картером сцеп­ления, первичного 1 и промежуточного 15 валов, одной пары шестерен, синхрони­затора 8 и механизма переключения пере­дач.

Первичный вал 1 установлен на двух шариковых подшипниках.

Делитель механический

Передний под­шипник первичного вала с уплотнительной манжетой установлен в расточке коленча­того вала, а задний подшипник 3 — в гнез­де перегородки картера делителя.

От осе­вых перемещений задний подшипник за­фиксирован стопорным кольцом.

Шлицо­ванная передняя часть вала переходит в цилиндрическую шейку под передний шарикоподшипник.

На шлицах вала уста­новлены ступицы ведомых дисков сцеп­ления.

В средней части вал имеет цилиндри­ческую шейку, на которую посажены ше­стерня и подшипник 3.

Подшипник установлен на втулке, кото­рая зафиксирована на валу вместе с маслонагнетающим кольцом 17 резьбовой гай­кой.

Маслонагнетающее кольцо подает мас­ло по наклонным отверстиям первичного вала в его полость, откуда оно поступает в каналы первичного и вторичного валов коробки передач.

Осевой ход первичного вала регули­руют набором металлических прокладок, устанавливаемых между крышкой 2 и подшипником 3.

На заднем конце вала эвольвентные шлицы двумя проточками разделены на три венца.

Зубья крайних венцов тоньше зубьев среднего венца, что создает в комплексе с зубчатыми венцами каретки синхронизатора «замок», предот­вращающий самовыключение передач в делителе.

На шлицах подвижно посажен пальчиковый синхронизатор инерционного типа.

На двух роликовых подшипниках вра­щается косозубая ведущая шестерня с конусом, предназначенным для работы синхронизатора.

Первичный вал делителя имеет внутреннюю цилиндрическую по­лость для установки первичного вала ко­робки передач с передним роликовым под­шипником в сборе.

Осевые усилия, возникающие при ра­боте коробки передач, воспринимаются задним подшипником 3 первичного вала.

Необходимый уровень масла в картере делителя поддерживается за счет циркуля­ции его через два отверстия в стенках картеров делителя и основной коробки передач.

Промежуточный вал 15 делителя уста­новлен на двух опорах: шариковом под­шипнике, помещенном в гнезде перегород­ки картера делителя, и роликовом подшип­нике, установленном в специальном гнезде, закрепленном в расточке заднего торца картера делителя.

Промежуточные валы делителя и ко­робки передач соосны за счет установки распорной втулки 12, выполняющей одно­временно роль центрирующего кольца, и соединены между собой шлицами.

Шестерня привода промежуточного ва­ла делителя косозубая, напрессована на сегментной шпонке на вал до упора в его торец.

На переднюю шейку вала установлен шариковый подшипник. От осевых перемещений на валу он фиксируется упорной шайбой, привернутой к валу двумя бол­тами.

Наружное кольцо подшипника, поме­щенное в гнезде перегородки картера, удерживается от осевых перемещений сто­порным кольцом, установленным в его ка­навке.

Подшипник закрыт крышкой, в канавку которой установлено уплотнительное коль­цо, между торцом крышки и перегородкой размещена уплотнительная прокладка. Осевые усилия воспринимаются шарико­вым подшипником.

Для обеспечения плавного выравнива­ния окружных скоростей и безударного включения высшей и низшей передач дели­теля на первичном валу установлен син­хронизатор инерционного типа с конусны­ми фрикционными кольцами.

Синхрониза­тор делителя по принципу действия не от­личается от синхронизаторов основной ко­робки, но конструктивно выполнен по-другому, их детали не взаимозаменяемы, за исключением пружин и шариков фиксато­ров.

Синхронизатор делителя: 1 - фрикционное кольцо; 2 - палец фиксатора; 3 - блокирующий палец; 4 - каретка синхронизатора; 5 - пружина фиксатора; 6 - шарик

Синхронизатор делителя (рис. 2) состоит из каретки 4, двух одинаковых фрикционных колец 1, шести блокирующих пальцев 3 и шести пальцев 2 фиксаторов.

Каретка 4 синхронизатора на наруж­ном диаметре имеет канавку, в которую входят сухари вилки переключения пере­дач.

Внутреннее отверстие каретки шлицо­ванное, состоящее из трех зубчатых вен­цов.

Крайние зубчатые венцы имеют меньшую толщину зуба, чем средний, что в комплексе с зубчатыми венцами первич­ного вала делителя предохраняет пере­дачи от самовыключения на ходу автомо­биля.

В каретке по окружности выполнено шесть отверстий под блокирующие пальцы шесть отверстий под пальцы фиксаторов

Отверстия под блокирующие пальцы имеют с обеих сторон фаски с углом, рав­ным углу фасок блокирующих пальцев.

На наружные концы блокирующих пальцев до упора в их торцы напрессованы два одинаковых фрикционных кольца 1. 

Пальцы 2 фиксаторов установлены в отверстия каретки между фрикционными кольцами.

В средней части пальцы имеют канавку, в которую при переключении передач входит шарик 6, поджатый пружи­ной 5, расположенной в глухом отверстии каретки.

Работа синхронизатора аналогична ра­боте синхронизатора второй и третьей передач пятиступен­чатой коробки.

Механизм переключения передач дели­теля предназначен для обеспечения вклю­чения требуемой передачи на ходу автомо­биля и состоит из вилки с сухарями и вали­ка вилки, на конце которого установлен рычаг.

Схема передачи крутящего момента в десятиступенчатой коробке передач

Валик вилки установлен в отверстия картера делителя.

В средней части на ва­лик с помощью сегментной шпонки уста­новлена вилка с сухарями.

Вилка закрепле­на двумя стяжными болтами.

Для обеспе­чения монтажа и доступа к механизму переключения на картере делителя имеется люк, закрытый крышкой.

На наружном конце валика на сегментной шпонке уста­новлен рычаг, соединенный с поршнем силового цилиндра.

Рычаг закреплен стяж­ным болтом. Ход рычага ограничен двумя регулируемыми упорными болтами.

Включение низшей передачи осуществ­ляется перемещением каретки синхрониза­тора делителя по шлицам его первичного вала назад до полного соединения ее с зуб­чатым венцом муфты первичного вала ко­робки передач.

При этом крутящий момент от первичного вала делителя передается на первичный вал коробки передач, а далее так же, как в пятиступенчатой коробке передач (рис. 3).

Включение высшей передачи осуществ­ляется перемещением каретки синхрониза­тора делителя по шлицам его первичного вала вперед до полного соединения ее с зубчатым венцом шестерни первичного вала делителя.

Крутящий момент от пер­вичного вала делителя через шестерню, сблокированную с ним, передается на ше­стерню привода промежуточного вала делителя и далее через шлицевое соединение на промежуточный вал коробки передач.

В этом случае при включении передач в основной коробке крутящий момент на всех передачах уменьшается в 0,815 раза, а скорость движения соответственно воз­растает примерно в 1,22 раза.