Устройство и работа аппаратов привода тормозов прицепа Камаз
Привод тормозов прицепа (полуприцепа) автомобиля-тягача комбинированный (однопроводный и двухпроводный),
включает в себя клапан 6 управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом, одинарный защитный клапан 2, клапан 9 управления тормозами прицепа с однопроводным приводом, три разобщительных крана 3 и три соединительных головки — две головки 4 типа «Палм» для двухпроводного привода тормозов прицепа и одну головку 10 типа А для однопроводного привода тормозов прицепа, трубопроводов и шлангов, соединяющих аппараты.
Питание привода тормозов прицепа осуществляется от ресиверов 1 контура привода стояночного и запасного тормозов.
Клапан управления тормозами прицепа с двухпроводным приводом действует при наличии двух автономных соединительных магистралей – питающей и управляющей
Он состоит из трех секций:
- - нижняя (вывод "I") действует при работе контура привода тормозов передней оси рабочей тормозной системы;
- - верхняя (вывод "III") – при работе контура привода тормозов колес задней тележки рабочей тормозной системы;
- - средняя (вывод "II") – при работе контура привода тормозов стояночной или запасной тормозных систем
Кроме того, в средней секции имеется еще два вывода: вывод V соединен с воздушным баллоном стояночной и запасной тормозных систем; вывод IV- с управляющей магистралью двухпроводного привода и клапаном управления тормозами прицепа с однопроводным приводом.
Клапан управляет тормозами прицепа – подает сжатый воздух от источника (вывод "V") к потребителям (вывод "IV") – при трех независимых друг от друга командах, действующих одновременно и порознь; при этом к выводам "I", "III" подается команда прямого действия (на увеличение давления при подаче воздуха двухсекционным тормозным краном), к выводу "II" – команда обратного действия (на снижение давления при выпуске воздуха ручным тормозным краном)
Основными частями клапана являются: верхний 5, средний 13 и нижний 15 корпуса (секций); большой 6 и малый 9 верхние поршни со своими пружинами 10 и 8 соответственно; средний поршень 12 с впускным клапаном 4, постоянно поджатым пружиной к седлу поршня, и штоком 14; выпускной клапан 11; разгрузочное отверстие 3.
В отторможенном положении (рис. 2 б) к выводам "II" и "V" постоянно подводится сжатый воздух, который, воздействуя сверху на диаграмму 1 и снизу на поршень 12, удерживает шток 14 вместе с поршнем 12 в нижнем положении, так как площадь диафрагмы больше площади поршня
В верхней части корпуса поршни 6 и 9 под действием пружины 10 находятся в крайнем верхнем положении и выпускной клапан 11 оторван от седла, выполненного в клапане 4, а впускной клапан 4 под действием пружины 2 закрыт.
При этом вывод IV через разгрузочные отверстия 3 клапана и штока
При торможении (рис. 2, в) сжатый воздух от секции тормозного крана подводится к выводам "I" и "II".
Под действием сжатого воздуха, подведенного к выводу I, шток 14 вместе со средним поршнем 12 и клапаном 4 перемещается вверх.
Сжатый воздух, подведенный к выводу "III", перемещает верхние поршни 6 и 9 вниз, сжимая пружину 10.
При этом выпускной клапан 11 садится в седло клапана 4, разъединяя вывод "IV" с атмосферным выводом "VI", а затем отрывает клапан 4 от седла среднего поршня 12
Сжатый воздух от вывода "V", связанного с воздушным баллоном, поступает к выводу "IV" и далее в магистраль управления тормозами прицепа до тех пор, пока усилие от давления воздуха на поршень 9 снизу не уравновесится усилием, действующим на поршень 9 сверху, развиваемым давлением сжатого воздуха и пружины 8, и усилие от давления воздуха на средний поршень 12 не уравновесится усилием от давления воздуха, действующего на диафрагму 1 снизу, т. е, осуществляется следящее давление
При оттормаживании (рис. 2, б) сжатый воздух через атмосферное отверстие в тормозном кране отводится из выводов I и "III".
Поршни 6 и 9 под действием пружины 10 и сжатого воздуха занимают верхнее положение, шток 14 с поршнем 12 – нижнее положение.
Клапан 11 отрывается от седла клапана 4 и сообщает вывод "IV" с атмосферным выводом "VI"
При подводе сжатого воздуха к выводам "I" или "III" порознь происходит перемещение соответственно штока 14 с поршнем 12 вверх или большого 6 и малого 9 поршней вниз.
Торможение и оттормаживание происходит так же, как уже описано
При торможении запасной или стояночной тормозной системой автомобиля (рис. 2, г) сжатый воздух из вывода "II" через атмосферное отверстие в ручном тормозном кране обратного действия выходит в атмосферу.
Давление над диафрагмой 1 падает и тем самым уменьшает усилие, воздействующее на диафрагму и вместе с ней на шток 14 и поршень 12 сверху.
Под действием постоянного давления сжатого воздуха, подведенного к выводу "V", поршень 12 вместе со штоком 14 перемещается вверх.
При этом седло клапана 4 упирается в клапан 11, разобщая вывод "IV" с атмосферой, а затем клапан 4 отрывается от седла поршня 12 и вывод "IV" сообщается с выводом "V".
Сжатый воздух поступает в управляемую магистраль прицепа
Давление в магистрали управления тормозами прицепа увеличивается до тех пор, пока усилие, действующее на поршень 12 снизу, не уравновесится усилием, действующим на диафрагму 1 и поршень 12 сверху, чем обеспечивается следящее действие клапана 4
При подводе сжатого воздуха к выводу "III" или одновременно к выводам "III" и I, давление в выводе "IV", соединенном с магистралью управления тормозами прицепа, превышает давление воздуха, подведенного к выводу "III" на 20-100 кПа (0,2-1,0 кгс/см 2), что обеспечивает опережающее действие тормозов прицепа (полуприцепа).
Регулирование превышения давления осуществляется винтом 7 (рис. 2, а): при ввертывании винта превышение увеличивается, при вывертывании – уменьшается.