Рулевой механизм с встроенным гидроусилителем работает следующим образом. При прямолинейном движении автомобиля винт 4 (рис.1) и золотник 8 находятся в среднем положении.
Линии нагнетания А и слива В, а также обе полости С и Д гидроцилиндра соединены между собой.
Масло свободно проходит от насоса 11 через клапан управления и возвращается в бачок.
Сопротивление, возникающее при поворачивании колес посредством рулевого привода, создает силу, стремящуюся сдвинуть винт в осевом направлении в соответствующую сторону.
Когда эта сила превысит усилие предварительного сжатия центрирующих пружин 9, винт смещает жестко связанный с ним золотник.
При этом одна полость цилиндра гидроусилителя сообщается с линией нагнетания и отключается от линии слива, а другая, оставаясь соединенной с линией слива, отключается от линии нагнетания.
Рабочая жидкость, поступающая из насоса в соответствующую полость цилиндра, оказывает давление на поршень-рейку 2 и, создавая дополнительное усилие на зубчатом секторе вала 1 сошки рулевого механизма, способствует повороту управляемых колес.
Давление в рабочей полости цилиндра усилителя увеличивается до значения, пропорционального сопротивлению повороту колес.
Одновременно возрастает давление в полостях под реактивными плунжерами.
При изменении сопротивления повороту колес, а следовательно, и давления в рабочей полости цилиндра меняется усилие, с которым золотник стремится вернуться в среднее положение, и усилие на рулевом колесе, что обеспечивает водителю «чувство дороги».
При прекращении поворота рулевого колеса золотник под действием центрирующих пружин и увеличивающегося давления в реактивных полостях сдвигается к среднему положению настолько, что открывается щель для прохода подаваемого насосом масла в линию слива.
Размер щели устанавливается так, чтобы в находящейся под напором полости цилиндра поддерживалось давление, необходимое для удержания управляемых колес в повернутом положении.
Если переднее колесо при прямолинейном движении автомобиля начнет резко поворачиваться, например при наезде на препятствие, вал сошки, поворачиваясь, будет перемещать поршень-рейку.
Поскольку винт не вращается (водитель удерживает рулевое колесо в одном положении), он тоже переместится в осевом направлении вместе с золотником.
При этом полость цилиндра, внутрь которой движется поршень-рейка, будет соединена с линией нагнетания насоса и отделена от линии слива.
Давление в этой полости цилиндра повышается, что уравновешивает (смягчает) удар.
Когда гидроусилитель не работает, рулевой механизм по-прежнему обеспечивает поворот колес, но на детали действуют уже полные нагрузки. При этом резко возрастает изнашивание деталей и возможны их поломки.
Рулевой привод включает в себя продольную и поперечную рулевые тяги (рис. 2.).
Продольная тяга соединяет сошку рулевого механизма с верхним рычагом левого поворотного кулака и выполнена с нерегулируемыми шарнирами.
Шарниры включают в себя шаровой палец 22, верхний 23 и нижний 24 вкладыши, пружину и резьбовую крышку 27 со стопорной шайбой 26.
Поперечная тяга рулевой трапеции трубчатая, с резьбовыми концами, на которые навинчены наконечники с шаровыми шарнирами.
Поворотом тяги в наконечниках регулируется схождение управляемых колес. Каждый наконечник фиксируется двумя болтами 32.
Шарниры поперечной тяги также нерегулируемые, состоят из шарового пальца 7, верхнего 8 и нижнего 6 вкладышей, пружины 5 и крышки 3, закрепленной через уплотнительную паронитовую прокладку 4 на наконечнике тяги.
Для предохранения от попадания в них пыли и грязи служат резиновые защитные накладки.
Шарниры смазываются через пресс-масленки.
В рулевом приводе автомобилей с колесной формулой 6Х 6 поперечная рулевая тяга изогнута так, что средняя ее часть свободно перемещается под картером главной передачи переднего ведущего моста.
Поэтому схождение передних колес на этих автомобилях регулируют перемещением наконечников на тяге, отвернув болты 32 и вращая наконечники на резьбе, учитывая при этом, что шаг резьбы на левом и правом наконечниках разный.