Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости
Основными элементами системы являются водяной насос, радиатор, термостаты, вентилятор, гидромуфта привода вентилятора, выключатель гидромуфты, расширительный бачок, перепускные трубы, жалюзи.
Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным насосом.
Жидкость из насоса нагнетается в водяную полость левого ряда цилиндров, а через трубу — в водяную полость правого ряда цилиндров.
Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров.
Из головок цилиндров горячая жидкость по водосборным трубам и поступает в коробку термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход водяного насоса.
Температура охлаждающей жидкости в системе поддерживается в пределах 80-98 °С.
Тепловой режим двигателя обеспечивается автоматически термостатами и выключателем гидромуфты привода вентилятора, которые изменяют направление потока жидкости и режим работы вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.
Для ускорения прогрева двигателя, а также поддержания температурного режима двигателя в холодное время года перед радиатором установлены жалюзи.
Термостаты с твердым наполнителем и прямым ходом клапана, предназначенные для автоматического регулирования теплового режима двигателя, размещены в коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.
На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном, а вход в перепускную трубу к водяному насосу открыт клапаном.
Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.
При достижении температуры охлаждающей жидкости 80 °С активная масса — церезин, заключенная в баллоне, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон начинает перемещаться вправо, открывая клапан и закрывая клапан.
Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор.
При диапазоне температур 80-93°С охлаждающая жидкость продолжает поступать через перепускную трубу на вход насоса и через радиатор, клапаны открыты частично.
При температуре 93°С происходит полное открытие клапана, при этом вся жидкость циркулирует через радиатор.
При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С и ниже объем церезина уменьшается, и клапаны под действием пружин термостата занимают первоначальное положение.
Гидромуфта привода вентилятора передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору.
Передняя крышка блока и корпус подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.
Жалюзи радиатора предназначены для регулирования потока воздуха, прокачиваемого через решетку радиатора.
Они выполнены в виде набора горизонтальных пластин из оцинкованного железа, объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный поворот их около осей. Жалюзи прикрепляют к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой.
Вентилятор — осевого типа, пятилопастный, установлен на ведомом валу гидромуфты.
Вентилятор вращается в установленном на рамке радиатора диффузоре, который уменьшает подсос лопастями воздуха с боков и тем самым способствует увеличению потока воздуха, просасываемого вентилятором через радиатор.
Бачок расширительный установлен на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля и соединен с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора и компрессором.
Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.
В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами.
Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление до 56,9-78,5 кПа (0,58-0,80 кгс/см 2), впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя.
Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,98-12,7 кПа (0,01-0,13 кгс/см 2).
Охлаждающая жидкость заливается в двигатель через горловину расширительного бачка.
Уровень жидкости в расширительном бачке контролируется краником контроля уровня, который должен находиться выше крана контрольного уровня, при этом верхний уровень жидкости в бачке должен быть ½-2/3 высоты бачка.
Контроль за температурой охлаждающей жидкости в системе осуществляется указателем на щитке приборов.
При возрастании температуры в системе охлаждения до 98 °С в указателе загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.