Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости

Основными элементами системы являются водяной насос, радиатор, термостаты, вентилятор, гидромуфта привода вентилятора, выключатель гидромуфты, расширительный бачок, перепускные трубы, жалюзи.

Схема системы охлаждения двигателя: 1 - Защитная трубка, 2 - Рычаг привода тормоза, 3 - Кронштейн крепления привода тормоза, 4 - Натяжная рамка тормоза радиатора,  5 - Поводок тормоза, 6 - Пластины тормоза радиатора, 7 - Тяга привода жалюзи, 8 - Тяга управления жалюзи радиатора, 9 - Крыльчатка вентилятора, 10 – Радиатор, 11- Сливной кран системы охлаждения; 12 - Подводящая труба правого полублока; 13 - Патрубок подводящей трубы; 14 - Выключатель гидромуфты привода вентилятора; 15 - Головка цилиндра; 16 - Рукоятка сливного крана; 17 - Коробка термостата; 18. Патрубок отвода охлаждающей жидкости из расширительного бачка в водяной насос; 19 - Патрубок отвода охлаждающей жидкости в отопитель; 20 - Кран контроля уровня охлаждающей жидкости; 21- Расширительный бачок; 22 - Паровоздушная пробка; 23 - Перепускная трубка от радиатора к расширительному бачку; 24 - Соединительная трубка от компрессора к расширительному бачку; 25. Компрессор; 26 - Правая водосборная труба; 27 - Соединительная водяная труба; 28 - Левая водосборная труба; 29 - Перепускная труба от термостатов; 30 - Водяной насос; 31, 32 - Клапаны термостатов; 33 - Колено отводящего патрубка; 34 - Корпус пробки; 35 - Стойка клапана; 36 - Пружина; 37 - Пружина крышки; 38 - Выпускной клапан (58-80 кПа)(0,58-0,8кгс/см 2); 39 - Выпускной клапан; 40 - Прокладка

Во время работы двигателя циркуляция охлаждающей жидкости в системе создается центробежным насосом.

Жидкость из насоса нагнетается в водяную полость левого ряда цилиндров, а через трубу — в водяную полость правого ряда цилиндров.

Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в водяные полости головок цилиндров.

Из головок цилиндров горячая жидкость по водосборным трубам и поступает в коробку термостатов, из которой в зависимости от температуры направляется в радиатор или на вход водяного насоса.

Температура охлаждающей жидкости в системе поддерживается в пределах 80-98 °С.

Тепловой режим двигателя обеспечивается автоматически термостатами и выключателем гидромуфты привода вентилятора, которые изменяют направление потока жидкости и режим работы вентилятора в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя.

Для ускорения прогрева двигателя, а также поддержания температурного режима двигателя в холодное время года перед радиатором установлены жалюзи.

Термостаты с твердым наполнителем и прямым ходом клапана, предназначенные для автоматического регулирования теплового режима двигателя, размещены в коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда блока цилиндров.

На холодном двигателе вход жидкости в радиатор перекрыт клапаном, а вход в перепускную трубу к водяному насосу открыт клапаном.

Охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.

При достижении температуры охлаждающей жидкости 80 °С активная масса — церезин, заключенная в баллоне, плавится, увеличиваясь в объеме. При этом баллон начинает перемещаться вправо, открывая клапан и закрывая клапан.

Охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор.

При диапазоне температур 80-93°С охлаждающая жидкость продолжает поступать через перепускную трубу на вход насоса и через радиатор, клапаны открыты частично.

При температуре 93°С происходит полное открытие клапана, при этом вся жидкость циркулирует через радиатор.

При снижении температуры охлаждающей жидкости до 80 °С и ниже объем церезина уменьшается, и клапаны под действием пружин термостата занимают первоначальное положение.

Гидромуфта привода вентилятора передает крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору.

Передняя крышка блока и корпус подшипника соединены винтами и образуют полость, в которой установлена гидромуфта.

Жалюзи радиатора предназначены для регулирования потока воздуха, прокачиваемого через решетку радиатора.

Они выполнены в виде набора горизонтальных пластин из оцинкованного железа, объединены общей рамкой и снабжены шарнирным устройством, обеспечивающим одновременный поворот их около осей. Жалюзи прикрепляют к каркасу радиатора перед охлаждающей решеткой.

Вентилятор — осевого типа, пятилопастный, установлен на ведомом валу гидромуфты.

Вентилятор вращается в установленном на рамке радиатора диффузоре, который уменьшает подсос лопастями воздуха с боков и тем самым способствует увеличению потока воздуха, просасываемого вентилятором через радиатор.

Бачок расширительный установлен на двигателе с правой стороны по ходу автомобиля и соединен с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора и компрессором.

Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости при ее расширении от нагревания, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами.

Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление до 56,9-78,5 кПа (0,58-0,80 кгс/см 2), впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе разрежения при остывании двигателя.

Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с атмосферой при разрежении 0,98-12,7 кПа (0,01-0,13 кгс/см 2).

Охлаждающая жидкость заливается в двигатель через горловину расширительного бачка.

Уровень жидкости в расширительном бачке контролируется краником контроля уровня, который должен находиться выше крана контрольного уровня, при этом верхний уровень жидкости в бачке должен быть ½-2/3 высоты бачка.

Контроль за температурой охлаждающей жидкости в системе осуществляется указателем на щитке приборов.

При возрастании температуры в системе охлаждения до 98 °С в указателе загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.