Пневматический усилитель сцепления Камаз
Пневматический усилитель закреплен на картере сцепления с правой стороны силового агрегата. Корпус усилителя состоит из двух частей
Передняя 14 часть корпуса выполнена из алюминиевого сплава, а задняя 16 — из чугуна.
Между этими частями установлена прокладка, которая одновременно является мембраной 9 следящего устройства, размещенного сверху.
Следящее устройство обеспечивает автоматическое изменение давления воздуха на пневматический поршень 13 в зависимости от давления в гидроприводе сцепления.
К основным частям следящего устройства относятся следящий поршень 6 с манжетой, впускной 11 и выпускной 12 клапаны (блок клапанов), мембрана 9 и пружины.
Когда педаль сцепления отпущена (сцепление включено), пневматический поршень 13 и поршень 15 выключения сцепления находятся в крайнем правом (переднем) положении (пневматический поршень занимает это положение под воздействием возвратной пружины).
Давление в полости перед поршнем и за поршнем соответствует атмосферному.
Положение поршня 15 выключения сцепления определяется упором его толкателя в днище пневматического поршня.
В следящем устройстве при этом выпускной клапан 12 открыт, а впускной 11 закрыт.
При нажатии на педаль сцепления рабочая жидкость поступает под давлением к отверстию "А", создавая давление в полости цилиндра выключения сцепления и у торца следящего поршня 6.
Под давлением рабочей жидкости следящий поршень воздействует на блок клапанов, закрывая выпускной клапан 12 и открывая впускной 11.
Сжатый воздух, поступающий по трубопроводам к отверстию "Б", начинает поступать в пневмоцилиндр.
Под давлением сжатого воздуха пневматический поршень 13 перемещается, воздействуя на шток поршня.
В результате на толкатель 3 поршня 15 выключения сцепления действует суммарное усилие, обеспечивающее полное выключение сцепления при нажатии водителем на педаль с силой 150 Н.
При отпускании педали давление перед следящим поршнем 6 падает, в результате чего в следящем устройстве перекрывается впускной и открывается выпускной клапан.
Сжатый воздух из пневмоцилиндра постепенно стравливается в атмосферу, давление падает, жидкость из гидроцилиндра перетекает в главный цилиндр и механизм сцепления включается в работу.
При отсутствии сжатого воздуха в пневматической системе сохраняется возможность управления сцеплением, так как выключение сцепления может быть осуществлено за счет давления в гидравлической части усилителя. Но при этом усилие педали, создаваемое водителем, должно быть около 600 Н.
При замене пневмогидроусилителя привода сцепления для снятия пневмогидроусилителя:
- - выпустите воздух из контура привода вспомогательной тормозной системы и других потребителей через клапан на ресивере;
- - снимите оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоедините воздушный трубопровод пневмогидроусилителя, гидравлический шланг и слейте жидкость из системы гидропривода;
- - выверните два болта крепления пневмогидроусилителя и снимите усилитель со штоком.
Для установки пневмогидроусилителя:
- - совместите отверстия крепления с отверстиями картера сцепления и закрепите усилитель двумя болтами с пружинными шайбами;
- - подсоедините гидравлический шланг пневмогидроусилителя и воздушный трубопровод;
- - установите оттяжную пружину вала вилки выключения сцепления.
Налейте тормозную жидкость в компенсационный бачок главного цилиндра и прокачайте систему гидропривода.
Проверьте герметичность соединений трубопроводов (подтекание тормозной жидкости из соединений не допускается), при необходимости устраните нарушение герметичности подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений.
Проверьте и при необходимости отрегулируйте величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения делителя передач.