Тягово-сцепное устройство пред­назначено для буксирования прицепов, двустороннего действия, позволяет смяг­чить осевые толчки, возникающие во время движения в обоих направлениях

Тягово-сцепное устройство автомобиля КамАЗ-5320 типа «крюк-петля» (рис. 1) состоит из крюка 16, хвостовик которого прохо­дит через отверстие в задней поперечине рамы.

Стебель буксирного крюка вставлен в массивный цилиндрический корпус 2, с одной стороны закрытый защитным колпаком 1, а с другой — крышкой 20 корпуса.

Резиновый упругий буфер 5 рас­положен между фланцами 21 и 22, с по­мощью которых создается необходимый предварительный натяг резинового буфе­ра, смягчающего ударные нагрузки при трогании автомобиля с прицепом с места, а также при движении по неровной дороге.

На пальце 18 установлена защелка 15 крюка, застопоренная собачкой 10, благо­даря чему исключается возможность выхо­да дышла прицепа из зацепления с крюком.

Тягово-сцепное устройство типа "крюк-петля";  1 - колпак гайки крюка; 2 - корпус; 3 - болт; 4 - шплинт; 5 - буфер; 6 - усилитель задней поперечины; 7 - гайка; 8 - шайба пружинная; 9 - болт крепления собачки; 10 - собачка защелки; 11 - пружина; 12 - цепь шплинта защелки; 13 - ось собачки; 14 - гайка крепления защелки; 15 - защелка крюка; 16 - крюк; 17 - масленка; 18 - палец защелки; 19 - грязеотражатель крюка; 20 - крышка корпуса; 21 - фланец задний; 22 - фланец передний; 23 - гайка крюка; 24 - масленка

Тягово-сцепное устройство автомобиля КамАЗ-53212 — автоматическое, типа «шкворень-петля», обеспечивающее безза­зорную сцепку тягача с прицепом.

Оно со­стоит из V-образного ловителя 1 (рис.), на котором закреплен исполнительный ме­ханизм с предохранителем 4 саморасцепки.

Рис. 2 Автоматическое тягово-сцепное устройство типа "шкворень-петля": 1 - ловитель; 2 - корпус исполнительного механизма; 3 - фиксирующий рычаг; 4 - крышка шкворня; 5 - крышка корпуса механизма; 6 - пружина; 7 - рама; 8 - ручка привода; 9 - шкворень; 10 - седло шкворня; 11 - контргайка; 12 - корпус предохранителя; 13 - предохранитель саморасцепки; 14 - колпак гайки крюка; 15 - гайка; 16 - корпус буксировочного устройства; 17 - буфер буксирного прибора; 18 - крышка; 19 - собачка буксирного крюка; 20 - защелка; 21 - крюк

Исполнительный механизм предста­вляет собой корпус 2, в направляющей полости которого перемещается шкво­рень 10.

Шкворень в верхнем положении фиксируется рычагом 3, закрепленным на оси, на которой также закреплены ручка 9 и две цилиндрические пружины 5.

На задней поперечине рамы 8 устройст­во закреплено гайкой 7.

С обеих сторон поперечины рамы установлены резиновые буферы 6, обеспечивающие двустороннюю амортизацию.

Для сцепки автомобиля с прицепом требуется выполнить следую­щее:

  • - затормозить прицеп стоячным тормо­зом;
  • - вывести предохранитель саморасценки из зацепления со шкворнем 10 и зафикси­ровать в этом положении, повернув его по часовой стрелке;
  • - повернуть ручку 9 тягово-сцепного уст­ройства вверх, при этом рычаг 3 поднимает шкворень 10 и застопорит его в этом поло­жении (рис. 2);
  • - установить дышло прицепа так, чтобы сцепная петля находилась на уровне лови­теля 1 тягово-сцепного устройства;
  • - подать автомобиль назад так, чтобы сцепная петля дышла прицепа вошла в ло­витель тягово-сцепного устройства.

При этом она ударит по нижней конической поверхности шкворня, от удара шкворень должен опуститься вниз до упора, а предо­хранитель саморасцепки — войти в гнездо шкворня.

Седельно-сцепное устройство

Оно предназначено для буксирования полу­прицепа с седельным тягачом, обеспечи­вает полуавтоматическую сцепку и расцеп­ку тягача с полуприцепом.

Седельно-сцепное устройство: 1 - рама; 2 - поперечина седельного устройства; 3 - кронштейн седельного устройства; 4 - пластина стопора; 5 - масленка; 6 - седло; 7 - опора; 8 - склиз седельного устройства; 9 - левая губка; 10 - опорная поверхность плиты; 11 - палец губки; 12 - шплинт; 13 - масленка; 14 - шпилька крепления рукоятки; 15 - ось предохранительной планки; 16 - предохранитель саморасцепки; 17 - пружина; 18 - ось собачки запорного кулака; 19 - пружина запорного кулака; 20 - собачка запорного кулака; 21 - запорный кулак; 22 - ось; 23 - рукоятка замка захвата; 24 - правая губка; 25 - шарнир; 26 - кронштейн

Седельное устройство монтируется на кронштейнах 3 (рис. 3) сцепного устрой­ства, которые крепятся к раме автомобиля болтами.

На этих кронштейнах закрепле­ны два кронштейна 26 седла с резинометаллическими шарнирами.

Седло устанавли­вается на кронштейнах с помощью двух осей 29, которые предохраняются от осево­го перемещения стопорными пластинами 4, закрепленными болтами.

Седло свободно вращается в шарнирах кронштейнов, чем обеспечивается его продольный наклон.

Резинометаллические шарниры позволяют значительно снизить динамические нагруз­ки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечивают некоторый поперечный наклон седла.

Сцепной механизм размещен под опорной плитой 10 седла. Запорный кулак имеет два положения: заднее — губки закрыты, переднее — губки открыты.

Шток запорно­го кулака 21 удерживается от случайного перемещения в переднее положение предо­хранителем 16 саморасцепки.

После пред­варительного поворота предохранителя са­морасцепки кулак отводится в переднее положение рукояткой 23 управления рас­цепкой и фиксируется в этом положении собачкой 20.

При введении сцепного шкво­рня в зев губок (кулак зафиксирован за­щелкой во взведенном положении) последне раскрываются и кулак 21, освобожден­ий от фиксации защелкой, перемещается упирается в затылок губок.

При дальнейшем перемещении шкворня кулак под дей­ствием пружины 19 входит в паз губок и таким образом обеспечивает надежное их отпирание.