Раздаточная коробка, применяемая на автомобилях повышенной проходимости КамАЗ-4310 и КамАЗ-43105, служит для распределения крутящего момента между передним ведущим мостом и двумя ведущими мостами задней тележки
Во время движения по неровной дороге необходимо, чтобы ведущие колеса переднего и двух задних мостов, обкатывая неровности, имеющие различный продольный профиль, могли вращаться с неодинаковой скоростью.
Например, когда передние колеса перекатываются через имеющийся на пути следования автомобиля выступ (бугор), скорость их вращения по сравнению с задними колесами, катящимися в это время по ровному участку, должна увеличиться, так как путь, проходимый передними колесами на данном участке поверхности дороги, больше.
При перекатывании через этот выступ задних колес скорость их вращения также должна увеличиваться.
Если передние и задние колеса будут жестко связаны между собой через механизмы трансмиссии, они будут вынуждены вращаться всегда с одинаковой скоростью, вследствие чего неизбежны повышенное изнашивание шин и большие потери мощности на преодоление трения между колесами и дорогой.
Возможность вращения колес переднего и задних мостов с различной угловой скоростью обеспечивает межосевой дифференциал, применяемый в раздаточной коробке.
Однако применение дифференциального привода на скользких дорогах и на влажных грунтах с малым сцеплением может привести к снижению и потере проходимости автомобиля.
Для повышения проходимости в автомобилях предусмотрено устройство для блокировки дифференциала.
В раздаточной коробке может изменяться крутящий момент, подводимый к ведущим колесам, т. е. раздаточная коробка является одновременно дополнительной коробкой передач, увеличивающей пределы передаточного числа в трансмиссии.
Включение низшей (первой) передачи 3 коробке передач и в раздаточной коробке обеспечивает возможность преодоления автомобилем больших сопротивлений движению.
Устройство раздаточной коробки
Раздаточная коробка установлена на раме и закреплена болтами на четырех резиновых подушках, выполнена по трехвальной схеме.
Внутри картера на подшипниках размещен первичный вал 1 (рис. 1) сведущей шестерней 2 и шестерней 4 отбора мощности.
В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 3, для установки специальной коробки для отбора мощности.
Эта коробка позволяет отбирать мощность от первичного вала до 44,1 кВт (60 л.с.) на ходу автомобиля.
Включение ее осуществляется при остановке автомобиля. В расточку заднего торца картера установлена односкоростная коробка 6 отбора мощности на лебедку.
В редукторную часть коробки входят также промежуточный вал 29 с промежуточной шестерней 31 и шестерней 8 понижающей передачи вал 23 привода переднего моста с шестерней 17 повышающей передачи и дифференциал с валом 10 привода задних мостов.
Шестерня 8 понижающей передачи и шестерня 17 повышающей передачи установлены на роликоподшипниках с алюминиевыми сепараторами.
На валу привода задних (промежуточного и заднего) мостов установлен несимметричный цилиндрический межосевой дифференциал.
Дифференциал состоит из солнечной шестерни 14, четырех сателлитов, эпициклической (коронной) шестерни 12, смонтированных в разъемном корпусе дифференциала.
При разблокированном дифференциале крутящие моменты между передним и задним ведущими мостами распределяются в отношении 1:2, обеспечивая постоянную и равномерную тягу по всем ведущим мостам.
При движении в тяжелых дорожных условиях дифференциал должен быть заблокирован. В этом случае обеспечиваются максимальные тяговые возможности автомобиля.
Положение, показанное на рис, соответствует положению в раздаточной коробке при разблокированном дифференциале.
Переключение передач в раздаточной коробке осуществляется электропневматической системой, состоящей из трехпозиционного переключателя 1 (рис.2), установленного в кабине, двух электропневмоклапанов 2 и 3, двух механизмов 7 и 12 переключения передач мембранного типа, выключателя 8, установленного на механизме 7, пневмопроводов 4.
При установке переключателя 1 в положение 1 включена понижающая передача. Сжатый воздух в механизмы переключения не поступает. Положение муфт переключения соответствует показанному на рисунке
При установке переключателя 1 в положение II включена повышающая передача. Включается электропневмоклапан 2.
Воздух из пневмосистемы подводится к механизму 7 переключателя передач, мембрана которого перемещает шток 9 через нажимную пружину 10 до упора стакана 5 в выступы корпуса механизма.
В этом положении срабатывает выключатель 8, который включает электропневмоклапан 3.
Воздух поступает в механизм 12, шток 15 которого перемещается через нажимную пружину 14 до упора стакана 13 в корпус механизма. При этом муфты 20 и 30 (см. рис.) перемещаются последовательно вправо.
Блокировочное устройство, состоящее из шариков 16 (рис. ) и штифта 17, не позволяет включить повышающую передачу при включенной понижающей передаче.
При обратной перестановке переключателя I в положение I возвратные пружины 6 а 11 последовательно посредством механизма блокировки через нажимные пружины 10 и 14 возвращают штоки механизмов до упора в крышки.
При установке переключателя I в положение Н включена нейтральная передача.
Срабатывает только электропневмоклапан 2. в результате чего воздух подается в механизм 7 и муфта 30 (см. рис.) перемещается вправо.
Автомобиль может быть оборудован пневмоуправлением раздаточной коробкой, которое имеет трехпозиционный кулачковый кран 1 (рис. 2), расположенный в кабине на нижней панели приборов слева от рычага крана включения механизма блокировки межосевого дифференциала.
При переключении крана из нейтрального положения I в положение II включается понижающая передача, в положение III — повышающая.
Выключатель 4 контрольной лампы 2 включения понижающей передачи расположен на корпусе механизма 3 переключения передач.
Установка контрольной лампы предусмотрена в левом блоке контрольных ламп панели приборов.
Включение блокировки межосевого дифференциала осуществляется также мембранной пневмокамерой, которая отличается от камеры переключения передач отсутствием нажимной пружины.
Механизм блокировки дифференциала включается пневматическим краном, установленным в кабине под приборной панелью.
Смазывается раздаточная коробка разбрызгиванием.
Для подачи масла в подшипники шестерен понижающей передачи промежуточного вала в картере раздаточной коробки имеется маслосборник, соединенный через отверстия в картере, крышке подшипника, штуцере, валу с подшипниковой зоной