Коленчатый вал изго­товлен из высокоуглеродистой стали горя­чей штамповкой и упрочнен азотированием или закалкой токами высокой частоты ша­тунных и коренных шеек.

Он имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки, которые связаны между собой щеками

В шатунных шейках вала выполнены полости, закрытые заглушками.

Коленчатый вал: 1 - полумуфта отбора мощности; 2 - стопорная шайба носка коленчатого вала; 3 - передний противовес; 4 - ведущая шестерня привода масляного насоса; 5 - заглушка; 6 - задний маслоотражатель; 7 - распределительная шестерня; 8 - задний противовес; 9 - полукольца упорного подшипника коленчатого вала; 10 - крышка коренного подшипника коленчатого вала; 11 - вкладыш коренного подшипника коленчатого вала

В полостях масло подвергается дополнительной центробеж­ной очистке.

Полости шатунных шеек сооб­щаются наклонными отверстиями, про­сверленными в щеках вала, с поперечными каналами в коренных шейках.

На щеке, носке (переднем конце) и хвостовике (заднем конце) коленчатого ва­ла имеются противовесы системы уравновешивания; на щеках они выполнены как одно целое с коленчатым валом, на носке а хвостовике напрессованы при сборке и фиксируются сегментной шпонкой.

Коленчатый вал

На носке коленчатого вала установлена ведущая шестерня привода масляного на­соса, на хвостовике — распределительная шестерня в сборе с маслоотражателем.

В торцовой части носка коленчатого вала имеется отверстие для установки полумуф­ты отбора мощности, в торцовой части хвостовика — два отверстия для запрессовки штифтов фиксации маховика, осевое отверстие для опорного подшипника пер­вичного вала коробки передач и резьбовые отверстия для болтов крепления маховика.

От осевых смещений вал фиксируется четырьмя упорными сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в выточках блока и крышке задней коренной опоры.

Хвостовик коленчатого вала уплотнен ар­мированной резиновой манжетой, запрес­сованной в картер маховика, и маслоотра­жателем.

Коренные и шатунные под­шипники скольжения выполнены в виде сменных тонкостенных разрезных вклады­шей, которые с натягом устанавливают в точно обработанные цилиндрические гнез­да — постели.

Вкладыши коренных и шатунных под­шипников коленчатого вала изготовлены из стальной ленты, покрытой слоем свинцо­вистой бронзы и тонким слоем свинцовис­того сплава.

Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала не взаимозаменяемы.

Верхние вкладыши коренных подшипников отличаются от нижних наличием отверстий для подвода масла и кольцевой канавки для его распре­деления.

Верхние и нижние вкладыши ша­тунных подшипников коленчатого вала взаимозаменяемы.

Чтобы предотвратить проворачивание и осевое перемещение вкладышей в гнездах, на краях вкладышей выдавлены кром­ки, которые входят в соответствующие пазы, выполненные в постелях блока и ша­туна, а также в их крышках.

По мере изнашивания шеек коленчато­го вала допускается перешлифовывать их четыре раза, вкладыши выпускаются семи ремонтных размеров (таблица), поскольку можно растачивать отверстия в блоке и шатунах под вкладыши в ремонтный раз­мер.

Ремонтные размеры шеек коленчатого вала и постелей под вкладыши

Ремонтные размеры шеек коленчатого вала и постелей под вкладыши

Клейма ремонтного размера и диамет­ров шеек коленчатого вала и постелей в блоке или шатуне наносятся на тыльную сторону вкладыша недалеко от плоскости разъема.

Маховик: 1 - зубчатый венец; 2 - фиксатор маховика; 3 - болт крепления маховика; 4 - опорное кольцо (пружинное); 5 - установочная втулка; 6 - манжета первичного вала коробки передач

Маховик (рис. 3 ) необходим для накопления кинетической энергии в тече­ние рабочего хода и вращения коленчатого вала во время вспомогательных тактов, а также для вывода поршня из мертвых точек и уменьшения неравномерности вра­щения вала.

Маховик

 Маховик отлит из специального серого чугуна. Он закреплен на заднем торце ко­ленчатого вала восемью болтами 3 из леги­рованной стали.

Точная фиксация махови­ка на коленчатом валу достигается с по­мощью двух установочных штифтов, за­прессованных в торец коленчатого вала.

На обработанную цилиндрическую поверх­ность маховика напрессован зубчатый ве­нец 1, предназначенный для соединения с шестерней вала стартера при пуске двига­теля.

На заднем торце маховика устанавливается сцепление.

Для регулирования двигателя на маховике имеются паз под фиксатор 2 маховика и 12 отверстий для проворачивания коленчатого вала ло­миком.