Коленчатый вал изготовлен из высокоуглеродистой стали горячей штамповкой и упрочнен азотированием или закалкой токами высокой частоты шатунных и коренных шеек.
Он имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки, которые связаны между собой щеками
В шатунных шейках вала выполнены полости, закрытые заглушками.
В полостях масло подвергается дополнительной центробежной очистке.
Полости шатунных шеек сообщаются наклонными отверстиями, просверленными в щеках вала, с поперечными каналами в коренных шейках.
На щеке, носке (переднем конце) и хвостовике (заднем конце) коленчатого вала имеются противовесы системы уравновешивания; на щеках они выполнены как одно целое с коленчатым валом, на носке а хвостовике напрессованы при сборке и фиксируются сегментной шпонкой.
На носке коленчатого вала установлена ведущая шестерня привода масляного насоса, на хвостовике — распределительная шестерня в сборе с маслоотражателем.
В торцовой части носка коленчатого вала имеется отверстие для установки полумуфты отбора мощности, в торцовой части хвостовика — два отверстия для запрессовки штифтов фиксации маховика, осевое отверстие для опорного подшипника первичного вала коробки передач и резьбовые отверстия для болтов крепления маховика.
От осевых смещений вал фиксируется четырьмя упорными сталеалюминиевыми полукольцами, установленными в выточках блока и крышке задней коренной опоры.
Хвостовик коленчатого вала уплотнен армированной резиновой манжетой, запрессованной в картер маховика, и маслоотражателем.
Коренные и шатунные подшипники скольжения выполнены в виде сменных тонкостенных разрезных вкладышей, которые с натягом устанавливают в точно обработанные цилиндрические гнезда — постели.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников коленчатого вала изготовлены из стальной ленты, покрытой слоем свинцовистой бронзы и тонким слоем свинцовистого сплава.
Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала не взаимозаменяемы.
Верхние вкладыши коренных подшипников отличаются от нижних наличием отверстий для подвода масла и кольцевой канавки для его распределения.
Верхние и нижние вкладыши шатунных подшипников коленчатого вала взаимозаменяемы.
Чтобы предотвратить проворачивание и осевое перемещение вкладышей в гнездах, на краях вкладышей выдавлены кромки, которые входят в соответствующие пазы, выполненные в постелях блока и шатуна, а также в их крышках.
По мере изнашивания шеек коленчатого вала допускается перешлифовывать их четыре раза, вкладыши выпускаются семи ремонтных размеров (таблица), поскольку можно растачивать отверстия в блоке и шатунах под вкладыши в ремонтный размер.
Ремонтные размеры шеек коленчатого вала и постелей под вкладыши
Клейма ремонтного размера и диаметров шеек коленчатого вала и постелей в блоке или шатуне наносятся на тыльную сторону вкладыша недалеко от плоскости разъема.
Маховик (рис. 3 ) необходим для накопления кинетической энергии в течение рабочего хода и вращения коленчатого вала во время вспомогательных тактов, а также для вывода поршня из мертвых точек и уменьшения неравномерности вращения вала.
Маховик отлит из специального серого чугуна. Он закреплен на заднем торце коленчатого вала восемью болтами 3 из легированной стали.
Точная фиксация маховика на коленчатом валу достигается с помощью двух установочных штифтов, запрессованных в торец коленчатого вала.
На обработанную цилиндрическую поверхность маховика напрессован зубчатый венец 1, предназначенный для соединения с шестерней вала стартера при пуске двигателя.
На заднем торце маховика устанавливается сцепление.
Для регулирования двигателя на маховике имеются паз под фиксатор 2 маховика и 12 отверстий для проворачивания коленчатого вала ломиком.