Поршень служит для восприятия давления газов и передачи его через порш­невой палец на шатун и кривошип колен­чатого вала

Он подвержен наибольшему воздействию механических и тепловых на­грузок

Так как поршень движется воз­вратно-поступательно, то дополнительно создаются высокие циклические инерцион­ные нагрузки и значительные силы трения боковой поверхности поршня о цилиндр. 

Одновременно поршень выполняет функ­ции уплотняющего элемента кривошипно-шатунного механизма и отводит теплоту от находящихся в надпоршневом простран­стве горячих газов.

Поршень с шатуном: 1 - маслосъемное кольцо в сборе; 2 - витой пружинный расширитель; 3 - чугунное кольцо; 4 - компрессионное кольцо; 5 - стопорное кольцо поршневого пальца; 6 - поршень; 7 - втулка шатуна; 8 - шатун; 9 - болт крепления крышки шатуна; 10 - крышка шатунного подшипника; 11 - вкладыш нижней головки шатуна

Поршень 6 состоит из днища, уплотняющей части и направляющей части (юбки). На внутренней стороне юбки име­ется два массивных прилива — бобышки.

Они соединяются ребрами с днищем, уве­личивая тем самым прочность поршня.

В бобышках проделаны отверстия под палец, в которых проточены кольцевые канавки для стопорных колец 5.

Днище вместе с уплотняющим поясом образует головку поршня.

На внешних поверхностях головки и юбки проточены канавки для установки двух компрессионных и маслосъемного ко­лец.

Верхнюю часть поршня называют уплотнительным поясом, так как разме­ренные здесь поршневые кольца предот­вращают прорыв газов через зазоры меж­ду поршнем и цилиндром.

Боковая поверхность поршня по высоте ступенчатая (диаметр головки поршня меньше диаметра юбки).

В поперечном се­чении юбка имеет форму эллипса, причем большая ось эллипса расположена в плос­кости, перпендикулярной оси пальца.

Та­кая конструкция поршня обеспечивает практическую независимость зазора меж­ду поршнем и гильзой в плоскости движе­ния шатуна от теплового состояния двига­теля и тем самым предотвращает заклини­вание поршня при работе прогретого дви­гателя.

В то же время эллиптичность порш­ня снижает шум при работе непрогретого двигателя из-за уменьшенного зазора между поршнем и стенкой цилиндра в на­правлении действующей на поршень боко­вой силы от шатуна.

На поверхность юбки поршня нанесено коллоидно-графитовое покрытие для улуч­шения приработки поршня в гильзе.

Поршни отлиты из высококремнистого алюминиевого сплава, что улучшает тепло­отдачу и уменьшает массу поршней, а сле­довательно, и инерционные силы, дейст­вующие в кривошипно-шатунном меха­низме из-за неравномерного движения поршней.

В днище поршня выполнена фигурная камера сгорания, а в головке поршня — три канавки под поршневые кольца.

Верх­няя канавка, наиболее нагруженная, имеет нерезистовую вставку из жаропрочного чугуна, что значительно повышает износо­стойкость сопряжения поршня с верхним компрессионным кольцом.

Для уменьшения надпоршневого зазора при сборке двигателя подбором варианта исполнения поршня обеспечивают выступ­ление его над уплотнительным торцом гильзы на 0,5-0,7 мм.

Индекс варианта поршня (10, 20, 30, 40) нанесен на его днище, а также на нерабочем торце выступа гильз.

На поршень устанавливают два ком­прессионных кольца и одно маслосъемное.

Компрессионные кольца предназначе­ны для предотвращения прорыва газов в картер при их сжатии и расширении. Кроме того, они служат для передачи теплоты от поршня к цилиндру.

Маслосъемное кольцо служит для удаления излишка масла с ра­бочей поверхности цилиндра и предотвра­щения попадания его в камеру сгорания.

Диаметр поршневого кольца в свобод­ном состоянии больше, чем диаметр ци­линдра, поэтому при установке оно плотно прижимается к его стенкам. В канавке поршня кольцо образует лабиринтное уп­лотнение с малым зазором.

Газы, попадая в этот лабиринт из надпоршневого про­странства, снижают свое давление и ско­рость и прижимают кольцо к стенке ци­линдра.

Разрез в кольце называют зам­ком. В рабочем состоянии кольца всегда должен быть зазор в замке, чтобы оно при нагревании не заклинивалось.

Значение зазора при установке поршня в цилиндр находится в пределах 0,4-0,8 мм для ком­прессионных колец, 0,3-0,7 мм для мас­лосъемного.

Чтобы кольца свободно пружинили, их в канавках на поршне по высоте устанав­ливают также с небольшим зазором. Торцовый зазор у верхнего компрессион­ного кольца несколько больше, чем у ниж­него.

Компрессионные кольца имеют трапе­циевидное сечение. Рабочая поверхность верхнего компрессионного кольца покрыта хромом, имеет зеркальную поверхность, нижнего — молибденом, она матовая.

Во время движения поршня кольца при­жимаются то к верхним, то к нижним плос­костям канавок и создают этим необходи­мое уплотнение, препятствующее прорыву газов в картер через канавки.

При этом компрессионные кольца могут перекачи­вать в камеру сгорания масло, снимаемое ими со стенок цилиндра: когда поршень движется вниз, масло собирается в зазоре между кольцом и нижней плоскостью ка­навки, а когда перемещается вверх, масло выдавливается в зазор между кольцом и верхней плоскостью канавки.

Разрежение в цилиндре при такте впуска также способ­ствует этому.

С увеличением торцового за­зора в сопряжении кольцо — канавка поршня из-за насосного действия колец возрастает количество перекачиваемого масла в камеру сгорания, в результате рез­ко повышается его расход.

Поэтому необходимо проверять торцовый зазор после установки колец на поршень.

Маслосъемное кольцо сборное; оно со­стоит из чугунного кольца коробчатого сечения с хромированной рабочей поверх­ностью и витого пружинного расширителя. Хромирование колец повышает их износо­стойкость.

Нижняя канавка в поршне под маслосъемное кольцо имеет отверстия по всей окружности для отвода масла, снимаемого кольцом с поверхности цилиндра.

Поршень с шатуном соединен пустоте­лым пальцем плавающего типа, осевое пе­ремещение которого в поршне ограничива­ется двумя пружинными стопорными коль­цами.

Шатуны стальные, двутаврового се­чения. Нижняя головка шатуна разъемная.

Для точной посадки вкладышей нижнюю головку шатуна окончательно обрабатыва­ют в сборе с крышкой, вследствие чего крышки шатунов не взаимозаменяемы.

На крышке и шатуне нанесены метки спаренности в виде трехзначных порядковых но­меров. Кроме того, на крышке шатуна выбит порядковый номер цилиндра.

Подшипниками скольжения в верхней головке шатуна служат биметаллические неразъемные втулки с рабочим бронзовым слоем; в нижней головке шатуна — съем­ные взаимозаменяемые вкладыши.

Крышка нижней головки шатуна крепится гайками на двух болтах, запрессованных в боковые выступы нижней головки шатунах

Специальное стопорение шатунных бол­тов и гаек от самоотворачивания не пре­дусмотрено.

Это объясняется тем, что ша­тунные болты автоматически" предохраня­ются от самоотворачивания за счет трения в резьбе при условии строгого выполнения требований к затяжке гаек шатунных болтов.

Шатунные болты могут разорваться из-за недостаточной или чрезмерной затяжки. Момент затяжки 23 - 25 кг/см

new

Карбюратор К–151В (рис. 1) – вертикальный, эмульсионный, двухкамерный, с падающим потоком смеси и последовательным открытием дроссельных заслонок

Для снятия дисков сцепления выполните операции с 1 по 5 раздела " Замена выжимного подшипника УАЗ-3151 "