Масляный насос (рис.1) по конструкции двухсекционный, шестеренного типа, имеет передаточное число привода 1,075 от шестерни носка коленчатого вала, прикреплен к нижней плоскости блок-картера
Для обеспечения бокового зазора между зубьями шестерни 5 привода насоса и шестерни коленчатого вала, равного 0,15-0,35 мм, между блок-картером и насосом может устанавливаться стальная прокладка.
Чугунные корпуса 8 и 14 нагнетающей и радиаторной секций вместе с проставкой 11 стянуты болтами 3 и 16.
Нужная герметичность соединения достигается без прокладок тщательной обработкой стыковых плоскостей.
Высокая точность изготовления деталей и отсутствие прокладок позволяют выдержать зазоры по торцам шестерни: 0,05-0,124 мм для нагнетающей и 0,045-0,102 мм для радиаторной секций, что предотвращает перепуск масла из нагнетательных полостей во всасывающие.
Ведущие шестерни 9 и 28 обеих секций закреплены на валике 33, который вращается в бронзовых втулках, запрессованных в отверстия корпусов.
Ведомые шестерни 10 и 13 вместе с запрессованными в них бронзовыми втулками вращаются на общей оси 12.
К втулкам ведомых шестерен подводится масло через радиальные сверления в них между зубьями шестерен.
Масло из поддона через неподвижный маслоприемник с сетчатым фильтром поступает во всасывающую полость радиаторной секции.
Отсюда меньшая часть масла нагнетается к центрифуге, большая часть через соединительное отверстие "А" в проставке попадает во всасывающую полость нагнетающей секции и ее шестернями подается в смазочную систему.
В корпусе 14 радиаторной секции масляного насоса имеются резьбовые отверстия для пробок 21, 26 и 22 предохранительных клапанов и клапана 23 смазочной системы, причем предохранительный клапан 17 расположен в корпусе радиаторной секции, а предохранительный клапан 32 и клапан 23 — в корпусе нагнетающей секции.
Предохранительные клапаны обеих секций отрегулированы на давление открытия 850-950 кПа.
Клапан 23 смазочной системы начинает открываться при давлении масла в главной магистрали, равном 400-450 кПа.