Система питания воздухом автомобиля Камаз
В цилиндры двигателя за каждый час работы засасывается более 800 м3 воздуха, который, особенно в условиях сильной запыленности, засорен множеством мельчайших песчинок, по своей твердости превышающих сталь
Если эти частицы попадут вместе с воздухом в цилиндры двигателя, то он. истирая поверхность цилиндров, поршневых колец и пальцев, в короткий срок приведут двигатель в неработоспособное состояние.
Рис. 1. Воздухоочиститель: 1 — гайка крепления фильтрующего элемента, 2 — заглушка, 3 — крышка, 4 — фильтрующий элемент, 5 — корпус, 6 — сетка
На автомобилях КамАЗ в системе питания воздухом применяют двухступенчатый воздухоочиститель сухого типа; проходя через него, засасываемый воздух очищается от пыли инерционным способом и фильтрацией.
В качестве первой ступени очистки воздуха применен моноциклон со сбором отсепарированной пыли в бункере. Второй ступенью очистки является картонный фильтрующий элемент.
Под действием разрежения в цилиндрах двигателя атмосферный воздух, пройдя защитную сетку 6 (рис. 1) воздухозаборника, поступает по трубопроводам в воздухоочиститель.
Для закрутки воздушного потока использован экран, образующий кольцевой зазор между корпусом 5 и фильтроэлементом 4.
Воздух в нем приобретает вращательное движение и в то же время имеет осевое перемещение.
Под действием центробежных сил тяжелые частицы пыли отбрасываются к стенкам корпуса и через паз в верхней части крышки 3 воздухоочистителя (при наличии осевой составляющей скорости потока) собираются в бункере.
Бункер образован наружной стенкой крышки и резиновой заглушкой 2.
Фильтрующий элемент состоит из наружного и внутреннего кожухов, изготовленных из перфорированной листовой стали и фильтрующей шторы между ними, фильтрующая штора изготовлена из специального пористого картона, который гофрирован (сложен «гармошкой») для увеличения поверхности фильтрации и приклеен торцами к металлическим крышкам.
Для плотного прилегания к днищу корпуса и крышке с обеих сторон фильтрующего элемента приклеены уплотнительные кольца из пористой резины.
Для повышения эффективности воздухоочистителя на фильтрующий элемент надет чехол из нетканого фильтровального полотна.
Воздух с оставшейся после первой ступени мелкой пылью, пройдя через отверстия наружного кожуха фильтрующего элемента, просасывается сквозь поры фильтрующего картона, оставляя на нем и в порах мелкие пылинки.
Очищенный от пыли воздух по впускным патрубкам и коллекторам поступает в цилиндры двигателя.
Индикатор запыленности
О степени засоренности воздухоочистителя судят по сигналу индикатора. Он установлен в кабине и трубопроводом соединен с впускным коллектором двигателя.
При загрязнении воздухоочистителя выше допустимой нормы разрежение в нем увеличивается настолько, что срабатывает индикатор, т. е. красный барабан 2 (рис. 2) закрывает окно индикатора и не возвращается в исходное положение после остановки двигателя.
Этот сигнал свидетельствует о необходимости технического обслуживания воздухоочистителя.
Для установки барабана 2 в исходное положение достаточно повернуть до щелчка диск 1 в направлении, указанном стрелкой.