Коленчатый вал проворачивается стартером, но двигатель ГАЗ-3110 не заводится

Проблемы с пуском автомобильного двигателя можно разделить на две основные группы в зависимости от степени нагрева двигателя

Двигатель холодный

С момента выключения двигателя прошло не менее 6 ч при температуре наружного воздуха +20 °С и не менее 3 ч при –20 °С, температура масла в картере двигателя совпадает с температурой окружающей среды.

Приемы пуска двигателя с системой впрыска топлива одни и те же при любой температуре наружного воздуха.

Двигатель теплый или горячий

Температура масла в картере двигателя выше температуры окружающего воздуха. Для пуска только включите стартер, не прикасаясь к педали газа.

Система управления двигателем сама установит необходимые для пуска параметры топлива и зажигания.

- В баке нет топлива по указателю и контрольной лампе уровня топлива

Залейте топливо в бак

- Аккумуляторная батарея разряжена

Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях – ниже 12 В.

После нескольких оборотов стартер перестает проворачивать коленчатый вал, при этом из-под капота может раздаваться треск. Зарядите батарею; если она не заряжается — замените

- Снижение емкости аккумуляторной батареи

Напряжение на выводах аккумуляторной батареи при выключенных потребителях больше 12 В, но при включении стартера падает до 6 В.

После нескольких оборотов стартер перестает проворачивать коленчатый вал, при этом из-под капота может раздаваться треск.

Убедитесь, что в стартере нет замыкания (см. выше) Зарядите батарею малым током (не более 1 А); если емкость все же недостаточна — замените батарею

- Окисление клемм аккумуляторной батареи, неплотная посадка

При включении стартера напряжение в бортовой сети падает намного больше, чем на выводах аккумуляторной батареи.

После нескольких оборотов стартер перестает проворачивать коленчатый вал, при этом из-под капота может раздаваться треск. Обожмите клеммы, зачистите контакты, смажьте их любой пластичной смазкой

- Загустевшее масло в двигателе зимой

Посмотрите на масло на масляном щупе. Замените масло на соответствующее климатическим условиям

- Неисправность в цепи низкого напряжения

Проверьте омметром цепь от аккумуляторной батареи до катушки зажигания (через выключатель зажигания) и далее до коммутатора.

Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода, выключатель зажигания или его контактную часть

- Неисправен распределитель зажигания

Определяется автотестером (см. «Система зажигания») или заменой датчика на заведомо исправный. Замените неисправный датчик

- Неисправна цепь коммутатор — распределитель зажигания

Проверка омметром. Зачистите окисленные наконечники, подтяните ослабленные крепления проводов, замените поврежденные провода

- Неисправен коммутатор

Отсоедините провода от распределителя зажигания. Закрепите наконечник высоковольтного провода, идущего от катушки зажигания, на расстоянии 6—3 мм от «массы».

Вручную замыкайте и размыкайте контакты «+» и «Д» коммутатора.

В момент размыкания между наконечником высоковольтного провода и «массой» должна проскакивать искра. Неисправный коммутатор замените

- Повреждение высоковольтных приборов и цепей

Надежно закрепив конец высоковольтного провода на расстоянии 6—3 мм от «массы» автомобиля, прокручивайте двигатель стартером (не прикасайтесь к высоковольтным цепям!).

Между проводом и «массой» должна регулярно проскакивать искра (для проверки используйте только заведомо исправные высоковольтные провода).

Если искра отсутствует на выводе катушки зажигания — неисправна катушка, если на выводе/выводах распределителя зажигания — неисправны бегунок или крышка распределителя.

Прогары бегунка или крышки определяются визуально. Исправность резистора бегунка и резисторов свечных наконечников проверяется омметром.

Для проверки замените высоковольтные провода и катушки зажигания заведомо исправными. Неисправную катушку / катушки зажигания замените. Поврежденные высоковольтные провода замените.

В тяжелых условиях эксплуатации соль на дорогах, морозы, чередующиеся с оттепелями желательно заменять провода через 3—5 лет

Очистите крышку и бегунок распределителя от грязи и влаги, перегоревший резистор бегунка замените, при подозрении на пробой изоляции (прогары, трещины) бегунка и крышки распределителя — замените их

- Высоковольтные провода подсоединены к распределителю / катушкам зажигания в неправильном порядке

Осмотр. Подсоедините провода в соответствии с порядком работы цилиндров

- Зазор между электродами свечей не соответствует норме

Зазор 0,7—0,85 мм  или 0,8—0,95 мм проверяется круглым щупом. Подгибанием бокового электрода установите нужный зазор или замените свечи

- Дефектные свечи

Свечи замените заведомо исправными или проверьте на специальном стенде  - (Отсутствие внешних повреждений и искрение между электродами на вывернутой свече не позволяют сделать вывод о ее работоспособности). Замените неисправные свечи

- Неправильная установка момента зажигания

См. «Система зажигания». Отрегулируйте угол опережения зажигания

Нарушены фазы газораспределения. Проверьте совпадение меток на коленчатом и распределительном валах Установите правильное взаимное расположение валов (по меткам)

- Не поступает электропитание на блок управления двигателем

Проверьте, поступает ли +12 В на контакты 1 и 2 колодки жгута системы управления двигателем, срабатывание реле системы управления двигателем, поступает ли +12 В при включении зажигания на контакт 37 блока управления, а также — независимо от положения выключателя зажигания — на контакт 18 блока (см. схему).

Проверьте также омметром массовые провода: контакт 12 колодки жгута, контакты 2, 14, 19,24 блока управления. Замените неисправные реле, провода, разъемы. Зачистите и обожмите клеммы

- Неисправен блок управления двигателем, его цепи или датчик. Горит лампа сигнализатора КМСУД.

По кодам диагностики можно точно определить неисправность (см. “Система управления двигателем ЗМЗ-4062”)

Проверьте омметром цепь датчика положения коленчатого вала, сопротивление самого датчика (850—900 Ом); визуально проверьте отсутствие механических повреждений датчика.

Очистите стержень датчика от металлической пыли, проверьте зазор между ним и зубчатым венцом коленчатого вала (1,0—1,5 мм).

Блок управления для проверки замените заведомо исправным.Замените неисправные блок, датчик, провода

- Засорены топливные фильтры, замерзла вода в системе питания, пережаты шланги, деформированы трубки топливной магистрали

При прокручивании двигателя стартером из выпускной трубы не пахнет бензином. В поплавковой камере карбюратора 1 нет бензина — при нажатии на «газ» из распылителя ускорительного насоса нет струи топлива.

Наличие бензина (под давлением) в топливной рампе 1 можно проверить, кратковременно отсоединив подводящий шланг от топливной рампы (помните, что бензин пожароопасен!)

Зимой закатите автомобиль в теплый гараж, продуйте (шинным насосом) систему питания от двигателя к топливному баку, замените поврежденные шланги и трубки, засорившиеся фильтры

- Не работает топливный насос

Снимите подводящий топливный шланг с карбюратора и, зажав его пальцем, подкачайте топливо рычагом насоса.

Исправный насос должен развивать ощутимое давление, которое должно держаться в шланге не менее 10 секунд. Замените топливный насос или его диафрагму

- Плохой контакт в цепи питания топливного насоса (е т.ч. провода «массы») или неисправно его реле

Перегорел предохранитель № 9 в правом блоке предохранителей. Проверяется омметром на обесточенных цепях или вольтметром под напряжением.

Осмотрите предохранитель № 9. Зачистите контакты, обожмите клеммы, замените неисправное реле, провода, перегоревший предохранитель (предварительно убедитесь в отсутствии короткого замыкания в защищаемой цепи)

- Топливный насос не создает необходимого давления в системе

Проверьте давление на выходе топливного насоса (не менее 3,5 кгс/см 2), убедитесь в чистоте сетчатого фильтра бензоприемника.

Очистите сетку бензоприемника. Топливный насос, не обеспечивающий нужного давления в системе, — замените

- Неисправны форсунки или их цепи (при неисправности одной или двух форсунок двигатель еще запускается)

Может гореть лампа сигнализатора КМСУД. По кодам диагностики можно точно определить неисправность (см. “Система управления двигателем ЗМЗ-4062”)

Проверьте омметром обмотки форсунок и их цепи (отсутствие обрыва и короткого замыкания).

Убедитесь в их работоспособности (по щелчку при подаче питания на обмотку). Замените неисправные форсунки, обеспечьте контакт в электрических цепях

- Неисправен электромагнитный клапан ЭПХХ или на него не подается напряжение при включении зажигания (неисправны блок управления ЭПХХ, его цепи, микропереключатель)           

См. Система питания двигателя ЗМЗ-402, Если сам клапан исправен, то при подаче +12 В на него от аккумуляторной батареи двигатель должен запуститься. Замените неисправный клапан, блок управления ЭПХХ, обеспечьте контакт в электрических цепях

- Неисправны или не отрегулированы пусковое устройство карбюратора или его привод См. «Система питания двигателя ЗМЗ-402»

Отрегулируйте пусковое устройство, замените изношенные детали

- Подсос постороннего воздуха во впускной коллектор

Осмотрите стыки, проверьте посадку шлангов, штуцеров, затяжку хомутов. Временно отключите вакуумный усилитель тормозов, пережав соответствующий шланг (усилие на тормозной педали значительно возрастет)

Порванные прокладки, детали с деформированными фланцами, неисправный вакуумный усилитель замените

- Засорены топливные жиклеры карбюратора главный топливный и холостого хода.

Двигатель заводится только после нескольких энергичных нажатий на педаль «газа». Горячий двигатель заводится лучше, чем холодный.

Осмотрите, продуйте каналы и жиклеры.

Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева (зубочисткой).

Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер)

- Неплотно завернуты топливные жиклеры карбюратора. Засорены воздушные жиклеры           

Из выпускной трубы исходит сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий. Уровень топлива в поплавковой камере нормальный (для проверки приподнимите крышку карбюратора).

Промойте бензином или ацетоном и продуйте жиклеры, при сильном загрязнении прочистите их леской или иглой из мягкого дерева (зубочисткой). Плотно заверните жиклеры (не повредите резьбу и жиклер!)

- Чрезмерный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора

Из выпускной трубы исходит сильный запах бензина, холодный двигатель заводится лучше, чем горячий

Снимите верхнюю крышку карбюратора, проверьте герметичность поплавка, легкость его перемещения и отсутствие задевания за стенки поплавковой камеры.

Проверка герметичности игольчатого клапана: сняв крышку карбюратора и оттянув пальцем, поплавок вверх, подкачивайте бензин рычагом топливного насоса.

Малейшая течь бензина из-под иглы или седла клапана недопустима. Замените игольчатый клапан, отрегулируйте уровень топлива в поплавковой камере

- Переобогащенная смесь из-за вытекания бензина в картер двигателя через порванную диафрагму топливного насоса

Масло на щупе пахнет бензином, на холостых оборотах двигателя может загораться лампа недостаточного давления масла.

Замените топливный насос или его диафрагмы; если в моторном масле много бензина, то и масло

- Клапан рециркуляции отработавших газов заело в открытом положении

Попробуйте перемещением штока клапана закрыть его.

При средних оборотах двигателя шток должен перемещаться (при этом клапан открывается за счет разрежения в подводящем шланге), на холостых оборотах и при полной нагрузке — нет.

Проверьте работу термоклапана на головке блока цилиндров:

- он должен открываться при температуре свыше 40°С. Неисправный клапан заменит