Применяемая на автомобиле карданная передача состоит из двух валов — промежуточного 2 (рис. Карданная передача) и заднего моста 7, а также промежуточной опоры 5 с подшипником 22
Карданные валы соединены между собой карданным шарниром.
Предельно допустимые размеры, мм:
- радиальный люфтподшипников крестовины 0,1
- биение трубы карданного вала 0,3
- биение посадочного пояскафланца ведущей шестерни 0,15
- биение вторичного вала коробки передач 0,15
Снятие Карданной передачи
Установить автомобиль на смотровую канаву или подъемник.
Очистить от пыли и грязи резьбовые соединения крепления карданной передачи.
Отвернуть две гайки 1 крепления кронштейна промежуточной опоры к кузову, два болта 2 крепления кронштейна к промежуточной опоре 4 и снять кронштейн 3.
Отвернуть четыре болта крепления карданной передачи к фланцу ведущей шестерни заднего моста, промаркировав предварительно взаимное расположение фланцев.
Снять карданную передачу.
В случае затрудненного отсоединения фланца заднего карданного вала от фланца ведущей шестерни заднего моста допускается нанесение легких ударов молотком из мягкого металла по фланцу заднего карданного вала (но ни в коем случае не по карданному подшипнику).
Для предотвращения вытекания масла из коробки передач вставить заглушку в удлинитель заднего картера коробки передач.
Разборка карданной передачи
Промаркировать взаимное расположение валов, скользящей вилки и фланца заднего карданного вала.
Разогнуть края стопорной шайбы 2 и ослабить затяжку болта 1 так, чтобы можно было вынуть П-образную пластину 3.
Разъединить карданные валы. Спрессовать промежуточную опору 1 в сборе с подшипником вала.
Разборка карданного шарнира
Очистить от пыли и грязи карданный шарнир.
Промаркировать взаимное расположение вилок карданного шарнира.
Снять стопорные кольца подшипников крестовины.
Выпрессовать одновременно два противоположных подшипника крестовины из проушин (один подшипник выпрессовывается наружу, а другой – внутрь вилки) и снять их.
При выпрессовке обратить внимание на то, чтобы инструмент, используемый в качестве оправки, не повредил пресс-масленку, ввернутую в крестовину.
Аналогично выпрессовать вторую пару подшипников крестовины, снять подшипники, уплотнительные манжеты, грязеотражатели и крестовину.
Осмотр и дефектация деталей карданной передачи
Очистить от пыли, грязи и масла узлы и детали карданной передачи.
Карданные валы не должны иметь следов деформации.
Поломка игл подшипника, следы вдавливания игл в корпус подшипника и в цапфу крестовины не допускаются.
Масляные каналы крестовины должны быть чистыми.
Уплотнительная манжета должна быть упругой и эластичной, не должна иметь трещин и разрывов.
Следы подтекания масла через уплотнительную манжету при проведении операции технического обслуживания по добавлению смазки в полости подшипников не являются дефектом.
Пресс-масленка должна обеспечивать беспрепятственный доступ масла к подшипникам крестовины при добавлении смазки во время эксплуатации.
Не допускается вытекание масла из полостей подшипников через пресс-масленку.
Подшипник промежуточной опоры должен легко вращаться и не иметь на поверхностях качения выкрашивания, питтинга, раковин, цветов побежалости.
Резиновая часть промежуточной опоры должна быть эластичной и не иметь трещин и разрывов. Вулканизированные детали не должны иметь следов отрыва.
Крепежные детали не должны иметь дефектов резьбы.
Если при осмотре обнаружится, что узлы и детали не соответствуют изложенным выше требованиям, то их надо заменить.
Сборка карданного шарнира
Перед установкой новых игольчатых подшипников необходимо стаканы и иглы очистить от консервационной смазки.
Эту операцию проводят для каждого подшипника отдельно, исключив возможность смешивания игл разных подшипников.
Залить до половины объема стакана трансмиссионное масло и вставить в стакан иглы.
Очистить новую крестовину от консервационной смазки (включая каналы) и ввернуть в резьбовое отверстие пресс-масленку.
Надеть на цапфы крестовины уплотнительные манжеты 1 и грязеотражатели 2.
Вставить внутрь карданной вилки подсобранную крестовину так, чтобы после сборки карданной передачи пресс-масленки каждого карданного шарнира располагались с одной стороны.
Вставить в проушину вилки подшипник с иглами и ввести цапфу крестовины внутрь подшипника.
Провести предварительную запрессовку установленного подшипника в проушину, одновременно удерживая вставленную крестовину от выпадания.
Вставить в противоположную проушину второй подшипник, совместив отверстие подшипника и цапфу крестовины, и запрессовать его в проушину, одновременно проворачивая крестовину на подшипниках.
Запрессовать окончательно первый подшипник так, чтобы канавки для стопорных колец разместились на равном расстоянии «а» относительно внутренних торцов вилки.
Вставить стопорные кольца в канавки подшипников, соориентировав их усики внутрь вилки.
Ввести аналогичным образом свободные цапфы крестовины в другую вилку.
Проверить легкость перемещения вилки в разных плоскостях.
Сборка карданной передачи
Сборку карданной передачи проводят в обратном порядке разборки,в соответствии с ранее сделанными метками.
Установку карданной передачи проводят в порядке, обратном снятию, в соответствии с ранее сделанными метками.
Затянуть болты крепления фланца карданной передачи к фланцу ведущей шестерни главной передачи моментом 27–30 Нм (2,7– 3,0 кгс·м).
Номинальные и предельно допустимые размеры и посадка сопрягаемых деталей карданной передачи
Таблица:
- Наименование деталей - Номинальный диаметр, мм - Наименование сопрягаемых деталей - Номинальный диаметр, мм:
- Игольчатый подшипник - 30 –0,009 - Скользящая вилка - 30 –0,010 30 –0,034;
- Игольчатый подшипник - 30-0,009 - Фланец карданного вала - 30 –0,010 30 –0,034;
- Игольчатый подшипник - 16 +0,031 16 +0,011 - Посадочное место под подшипник на крестовине карданного вала - 16,3 -0,012;
- Скользящая вилка - 38 –0,025 38 –0,050 - Сталебабитовая втулка - 38+0,0015
Возможные неисправности карданной передачи
Вибрация карданной передачи при движении
Деформация трубы карданного вала - Заменить трубу карданного вала или отремонтировать ее в специализированных мастерских с обязательным проведением динамической балансировки
Ослабление затяжки крепления заднего карданного вала к заднему мосту - Подтянуть резьбовые соединения
Отрыв балансировочной пластины от трубы вала - Заменить трубу карданного вала или отремонтировать ее в специализированных мастерских с обязательным проведением динамической балансировки
Увеличенный люфт крестовины в подшипниках карданного шарнира - Заменить подшипники и крестовины карданного шарнира
Увеличенное биение посадочного пояска фланца ведущей шестерни редуктора заднего моста - Заменить фланец
Увеличенное биение скользящей вилки, установленной в коробке передач - Устранить причины биения вторичного вала. Заменить удлинитель коробки передач в связи с износом сталебаббитовых втулок
Дефект подшипника промежуточной опоры - Заменить подшипник
Ослабление крепления промежуточной опоры к кронштейну или кронштейна к днищу кузова - Подтянуть резьбовые соединения