Применяемая на автомобиле карданная передача состоит из двух валов — промежуточного 2 (рис. Карданная передача) и заднего моста 7, а также промежуточной опоры 5 с подшипником 22

Карданные валы соединены между собой карданным шарниром.

Карданная передача: 1 - скользящая вилка; 2 - промежуточный карданный вал; 3 - промежуточный карданный вал; 4 - кронштейн опоры двигателя; 5 - промежуточный карданный вал; 6 - отражатель; 7 - карданный вал заднего моста; 8 - фланец карданного вала; 9 - фланец ведущей шестерни главной передачи; 10 - игольчатый подшипник крестовины; 11 - крестовина; 12 - стяжной болт; 13 - стопорная шайба; 14 - стопорная пластина; 15 - уплотнительное кольцо; 16 - шлицованная вилка; 17 - уплотнительная манжета; 18 - отражатель; 19 - защитный колпачок; 20 - пресс-масленка; 21 - стопорное кольцо; 22 - подшипник промежуточной опоры

Предельно допустимые размеры, мм:

  • радиальный люфтподшипников крестовины 0,1
  • биение трубы карданного вала 0,3
  • биение посадочного пояскафланца ведущей шестерни 0,15
  • биение вторичного вала коробки передач 0,15

Снятие Карданной передачи

Установить автомобиль на смотровую канаву или подъемник.

Очистить от пыли и грязи резьбовые соединения крепления карданной передачи.

Снятие Карданной передачи

Отвернуть две гайки 1 крепления кронштейна промежуточной опоры к кузову, два болта 2 крепления кронштейна к промежуточной опоре 4 и снять кронштейн 3.

Снятие Карданной передачи

Отвернуть четыре болта крепления карданной передачи к фланцу ведущей шестерни заднего моста, промаркировав предварительно взаимное расположение фланцев.

Снять карданную передачу.

В случае затрудненного отсоединения фланца заднего карданного вала от фланца ведущей шестерни заднего моста допускается нанесение легких ударов молотком из мягкого металла по фланцу заднего карданного вала (но ни в коем случае не по карданному подшипнику).

Для предотвращения вытекания масла из коробки передач вставить заглушку в  удлинитель заднего картера коробки передач.

Разборка карданной передачи

Промаркировать взаимное расположение валов, скользящей вилки и фланца заднего карданного вала.

Разборка карданной передачи

Разогнуть края стопорной шайбы 2 и ослабить затяжку болта 1 так, чтобы можно было вынуть П-образную пластину 3.

Разборка карданной передачи

Разъединить карданные валы. Спрессовать промежуточную опору 1 в сборе с подшипником вала.

Разборка карданного шарнира

Очистить от пыли и грязи карданный шарнир.

Промаркировать взаимное расположение вилок карданного шарнира.

Разборка карданного шарнира

Снять стопорные кольца подшипников крестовины.

Разборка карданного шарнира

Выпрессовать одновременно два противоположных подшипника крестовины из проушин (один подшипник выпрессовывается наружу, а другой – внутрь вилки) и снять их.

При выпрессовке обратить внимание на то, чтобы инструмент, используемый в качестве оправки, не повредил пресс-масленку, ввернутую в крестовину.

Аналогично выпрессовать вторую пару подшипников крестовины, снять подшипники, уплотнительные манжеты, грязеотражатели и крестовину.

Осмотр и дефектация деталей карданной передачи

Очистить от пыли, грязи и масла узлы и детали карданной передачи.

Карданные валы не должны иметь следов деформации.

Поломка игл подшипника, следы вдавливания игл в корпус подшипника и в цапфу крестовины не допускаются.

Масляные каналы крестовины должны быть чистыми.

Уплотнительная манжета должна быть упругой и эластичной, не должна иметь трещин и разрывов.

Следы подтекания масла через уплотнительную манжету при проведении операции технического обслуживания по добавлению смазки в полости подшипников не являются дефектом.

Пресс-масленка должна обеспечивать беспрепятственный доступ масла к подшипникам крестовины при добавлении смазки во время эксплуатации.

Не допускается вытекание масла из полостей подшипников через пресс-масленку.

Подшипник промежуточной опоры должен легко вращаться и не иметь на поверхностях качения выкрашивания, питтинга, раковин, цветов побежалости.

Резиновая часть промежуточной опоры должна быть эластичной и не иметь трещин и разрывов. Вулканизированные детали не должны иметь следов отрыва.

Крепежные детали не должны иметь дефектов резьбы.

Если при осмотре обнаружится, что узлы и детали не соответствуют изложенным выше требованиям, то их надо заменить.

Сборка карданного шарнира

Перед установкой новых игольчатых подшипников необходимо стаканы и иглы очистить от консервационной смазки.

Эту операцию проводят для каждого подшипника отдельно, исключив возможность смешивания игл разных подшипников.

Залить до половины объема стакана трансмиссионное масло и вставить в стакан иглы.

Очистить новую крестовину от консервационной смазки (включая каналы) и ввернуть в резьбовое отверстие пресс-масленку.

Сборка карданного шарнира

Надеть на цапфы крестовины уплотнительные манжеты 1 и грязеотражатели 2.

Вставить внутрь карданной вилки подсобранную крестовину так, чтобы после сборки карданной передачи пресс-масленки каждого карданного шарнира располагались с одной стороны.

Вставить в проушину вилки подшипник с иглами и ввести цапфу крестовины внутрь подшипника.

Провести предварительную запрессовку установленного подшипника в проушину, одновременно удерживая вставленную крестовину от выпадания.

Вставить в противоположную проушину второй подшипник, совместив отверстие подшипника и цапфу крестовины, и запрессовать его в проушину, одновременно проворачивая крестовину на подшипниках.

Сборка карданного шарнира

Запрессовать окончательно первый подшипник так, чтобы канавки для стопорных колец разместились на равном расстоянии «а» относительно внутренних торцов вилки.

Вставить стопорные кольца в канавки подшипников, соориентировав их усики внутрь вилки.

Ввести аналогичным образом свободные цапфы крестовины в другую вилку.

Проверить легкость перемещения вилки в разных плоскостях.

Сборка карданной передачи

Сборку  карданной передачи проводят в обратном порядке разборки,в соответствии с ранее сделанными метками.

Установку карданной передачи проводят в порядке, обратном снятию, в соответствии с ранее сделанными метками.

Затянуть болты крепления фланца карданной передачи к фланцу ведущей шестерни главной передачи моментом 27–30 Нм (2,7– 3,0 кгс·м).

Номинальные и предельно допустимые размеры и посадка сопрягаемых деталей карданной передачи

Таблица:

  • Наименование деталей - Номинальный диаметр, мм - Наименование сопрягаемых деталей - Номинальный диаметр, мм:
  • Игольчатый подшипник - 30 –0,009 - Скользящая вилка - 30 –0,010 30 –0,034;
  • Игольчатый подшипник - 30-0,009 - Фланец карданного вала - 30 –0,010 30 –0,034;
  • Игольчатый подшипник - 16 +0,031 16 +0,011 - Посадочное место под подшипник на крестовине карданного вала - 16,3 -0,012;
  • Скользящая вилка - 38 –0,025 38 –0,050 - Сталебабитовая втулка - 38+0,0015

Возможные неисправности карданной передачи

Вибрация карданной передачи при движении

Деформация трубы карданного вала - Заменить трубу карданного вала или отремонтировать ее в специализированных мастерских с обязательным проведением динамической балансировки

Ослабление затяжки крепления заднего карданного вала к заднему мосту - Подтянуть резьбовые соединения

Отрыв балансировочной пластины от трубы вала - Заменить трубу карданного вала или отремонтировать ее в специализированных мастерских с обязательным проведением динамической балансировки

Увеличенный люфт крестовины в подшипниках карданного шарнира - Заменить подшипники и крестовины карданного шарнира

Увеличенное биение посадочного пояска фланца ведущей шестерни редуктора заднего моста - Заменить фланец

Увеличенное биение скользящей вилки, установленной  в коробке передач - Устранить причины биения вторичного вала. Заменить удлинитель коробки передач в связи с износом сталебаббитовых втулок

Дефект подшипника промежуточной опоры - Заменить подшипник

Ослабление крепления промежуточной опоры к кронштейну или кронштейна к днищу кузова - Подтянуть резьбовые соединения