Подшипники заднего моста, боковой зазор и положение пятна контакта в зацеплении главной пары регулируют на заводе, и, как правило, они не требуют регулировки при эксплуатации
Их регулировка необходима только после переборки моста и замены деталей, а также при большом износе подшипников.
Боковой зазор в зацеплении главной передачи, увеличившийся вследствие износа зубьев, регулировкой не уменьшают, так как это приводит к нарушению зацепления и, как следствие, к повышенному шуму заднего моста или поломке зубьев.
Люфт в конических подшипниках устраняют, не нарушая взаимного положения ведомой и ведущей шестерен.
Регулировка преднатяга подшипников ведущей шестерни
Необходимость в регулировке подшипников можно определить по наличию осевого люфта ведущей шестерни.
Осевой люфт замеряют при отсоединенном карданном вале с помощью индикатора с ценой деления не более 001 мм при перемещении фланца в осевом направлении.
Ножка индикатора при этом должна упираться в торец фланца параллельно оси ведущей шестерни.
Осевой зазор в подшипниках ведущей шестерни следует устранять регулировкой предварительного натяга. Предварительный натяг регулируют путем подбора толщины регулировочного кольца 5.
Регулировку необходимо выполнить следующим образом:
- - расшплинтовать и отвернуть гайку 1 снять фланец 2, сальник 2 и внутреннее кольцо подшипника 4;
- - заменить регулировочное кольцо 5 новым, толщина которого должна быть меньше заменяемого на величину осевого люфта плюс дополнительно 005 мм при пробеге автомобиля меньше 1000 км или 001 мм — при пробеге автомобиля более 10000 км;
- - поставить на место внутреннее кольцо подшипника, новый сальник, фланец и затянуть гайку моментом 160-200 Нм (16-20 кг/см), затем проверить легкость вращения ведущей шестерни.
Если для вращения ведущей шестерни требуется большее усилие, чем было до регулировки, то необходимо заменить регулировочное кольцо, увеличив его толщину на 001—002 мм.
После окончания регулировки преднатяга подшипника необходимо затянуть гайку моментом 160-200 Нм (16-20 кг/см) до совпадения прорези в гайке с отверстием под шплинт.
Гайку для совпадения отверстия под шплинт с прорезью гайки необходимо только затягивать, так как в противном случае из-за недостаточной затяжки возможно проворачивание внутреннего кольца наружного подшипника, износ регулировочного кольца и, как следствие, увеличение осевого люфта подшипников.
При затяжке гайки фланца необходимо производить проворачивание ведущей шестерни для правильной установки роликов в подшипниках.
После регулировки необходимо проверить нагрев подшипников после движения автомобиля со скоростью 60-70 км/ч в течение 20-30 мин
При этом нагрев горловины картера не должен превышать 95° С (вода, попавшая на горловину, не должна кипеть).
При чрезмерном нагреве необходимо уменьшить преднатяг.
Регулировку преднатяга при замене подшипников ведущей шестерни и шестерни главной передачи производить в следующем порядке:
- - необходимо отрегулировать положение ведущей шестерни путем подбора регулировочного кольца 7 шестерен и торцом ведущей шестерни, прилегающим к регулировочному кольцу 7;
- - подбором регулировочного кольца 5 отрегулировать преднатяг подшипников ведущей шестерни.
При правильной регулировке момент сопротивления вращению ведущей шестерни должен находиться в пределах 150-200 Нм (15-10 кгс/см) для новых подшипников или 70-100 Нм (7-10 кгс/см) для работавших подшипников.
Если момент сопротивления вращению подшипников окажется в пределах нормы, необходимо зашплинтовать гайку, в противном случае следует повторить регулировку.
При этом, если момент сопротивления вращению оказался меньше требуемого, необходимо уменьшить толщину регулировочного кольца, а если больше — необходимо подобрать кольцо большей толщины.
После регулировки преднатяга подшипников необходимо установить в мост дифференциал в сборе и произвести регулировку преднатяга подшипников дифференциала и бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи.
Регулировка преднатяга подшипников дифференциала и бокового зазора в зацеплении шестерен и главной передачи
Регулировка без замены подшипников
Для регулировки подшипников необходимо:
- - снять полуоси, крышку картера и прокладку крышки (для неразъемного заднего моста);
- - снять полуоси и вынуть редуктор из картера моста (для заднего моста с балкой типа банджо);
- - при снятых стопорных пластинах 14 (см. ) и ослабленных крышках 17 подшипников дифференциала регулировочными гайками 16 установить осевой зазор 0,01 мм в подшипниках дифференциала
- - установить индикатор, и проверить боковой зазор в зацеплении шестерен, который должен быть в пределах 0,15-0,25мм. Проверку производить не менее чем в шести точках, каждый раз проворачивая шестерню;
- - отпустить для увеличения бокового зазора регулировочную гайку со стороны ведомой шестерни и на столько же пазов завернуть противоположную гайку. Для уменьшения бокового зазора указанные операции выполняются в обратном порядке;
- - отрегулировать величину преднатяга, для чего сжать подшипники в осевом направлении
На 0,1 мм при пробеге автомобиля менее 1000 км.
На 0,05мм при пробеге более 10000 км.
Контроль осуществлять по углу поворота регулировочной гайки. Поворот одной гайки навстречу другой на ширину паза соответствует сжатию подшипников на 0,05мм;
- - затянуть болты крепления крышек подшипников дифференциала и проверить боковой зазор зацеплений зубьев шестерен главной передачи;
- - закрепить болтами стопорные пластины на крышках подшипников;
- - установить редуктор в картер моста;
- - установить полуоси.
Регулировка при замене подшипников
Для регулировки подшипников необходимо:
- - снять полуоси, крышку картера и прокладку крышки( для неразьемного заднего моста);
- - снять полуоси и вынуть редуктор из картера (для заднего моста с балкой типа банджо);
- - снять стопорные пластины 14 с крышек 17 подшипников дифференциала;
- - отвернуть болты крепления крышек, снять крышки, вынуть дифференциал и регулировочные гайки 16;
- - измерить динамометром остаточный момент трения подшипников ведущей шестерни
- - выпрессовать с коробки дифференциала внутренние кольца подшипников и напрессовать новые;
- - поставить на место дифференциал с новыми подшипниками, плотно поджав их наружные кольца;
- - вставить регулировочные гайки 16 в резьбовую часть картера заднего моста, по возможности ближе к подшипникам, и установить крышки 17 согласно имеющимся маркировкам на крышках подшипников и на картере заднего моста;
- - закрепить крышки подшипников болтами с усилием, не препятствующим завинчиванию регулировочных гаек 16 (отверстия в картере под болты предварительно должны быть смазаны анаэробным герметиком);
- - поджать подшипники регулировочными гайками до получения небольшого преднатяга.
Во время поджатия подшипников ведомую шестерню необходимо проворачивать на несколько оборотов в одну, затем в другую сторону для правильной установки роликов в подшипниках;
- - поочередно подтягивая регулировочные гайки подшипников дифференциала, добиться увеличения момента сопротивления вращению ведущей шестерни на 150—300 Нм (15—30 кгс/см) относительно остаточного момента сопротивления вращению, измеренного после снятия дифференциала;
- - со стороны ведомой шестерни и на столько же пазов завернуть гайку со стороны ведущей шестерни для сохранения преднатяга подшипников, для уменьшения бокового зазора указанные операции выполняются в обратном порядке;
- - вращение регулировочных гаек необходимо заканчивать затяжкой.
Например, если требуется отпустить гайку на один паз, то следует отпустить ее на два, а затем на один паз затянуть. Это гарантирует соприкосновение гайки с наружным кольцом подшипника и отсутствие смещения кольца при работе;
- - окончательно затянуть болты крепления крышек подшипников, закрепить болтами стопорные пластины на крышках подшипников;
- - установить прокладку и заднюю крышку (для неразъемного заднего моста);
- - установить редуктор в картер моста (для заднего моста с балкой типа банджо);
- - установить полуоси.
Проверка зацепления по пятну контакта
После окончательной сборки и регулировки редуктора моста следует проверить зацепление шестерен. для этого необходимо окрасить зубья краской.
Следует учесть, что очень жидкая краска растекается и пачкает поверхность зубьев, слишком густая — не выжимается из промежутков между зубьев.
Притормаживая ведомую шестерню, вращают в обоих направлениях ведущую до тех пор, пока не обозначится четкое пятно контакта.
Получением правильного пятна контакта зубьев завершается проверка установки шестерен и бокового зазора в зацеплении.
Боковой зазор должен находиться в указанных выше пределах. На рисунках показаны типичные пятна контакта на зубьях ведомой шестерни главной передачи заднего моста.
Пятно контакта на обеих сторонах зуба ведомой шестерни должно располагаться, как показано на рисунке 4
Если в процессе регулировки возникает необходимость в перемещении ведущей шестерни, то это может быть достигнуто изменением толщины набора регулировочных прокладок, установленных между торцом шестерни и торцом внутреннего кольца заднего подшипника ведущей шестерни.
При изменении бокового зазора изменяется расположение пятна контакта. Контакт в этом случае перемещается следующим образом:
- для уменьшения бокового зазора ведомая шестерня перемещается к ведущей, пятно контакта на рабочей (выпуклой) стороне зуба слегка перемещается ниже и ближе к узкому концу зуба;
- для увеличения бокового зазора ведомая шестерня отводится от ведущей:
- - на рабочей стороне зуба пятно контакта слегка перемещается выше и ближе к широкому концу зуба;
- - на нерабочей стороне зуба пятно контакта слегка перемещается выше и ближе к широкому концу зуба;
3. При приближении ведущей шестерни к ведомой:
- - пятно контакта на рабочей стороне перемещается ниже и ближе к узкому концу зуба;
- - пятно контакта на нерабочей стороне перемещается ниже и ближе к широкому концу зуба;
4. При отодвигании ведущей шестерни от ведомой:
- - пятно контакта на рабочей стороне зуба перемещается к вершине зуба и к его широкому концу;
- - на нерабочей стороне зуба пятно контакта перемещается к вершине зуба и слегка подвигается к его узкому концу.