В автомобиле три тормозные системы:
- - рабочая с двухконтурным приводом (раздельным торможением осей), который действует на тормоза всех колес;
- - запасная, функцию которой может выполнять каждый контур рабочей тормозной системы;
- - стояночная, которая действует на тормозные механизмы задних колес.
Рабочая тормозная система гидравлическая, двухконтурная (разделена на передний и задний контуры), с вакуумным усилителем, регулятором давления и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости в бачке.
Запасная система образована каждым контуром рабочей.
При отказе одного из контуров тормозной системы второй контур обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.
Стояночная система – механическая, с тросовым приводом от ручного рычага на тормозные колодки задних колес.
Тормозные механизмы передних колес дисковые, с однопоршневой плавающей скобой (при торможении поршень прижимает внутреннюю колодку к диску, а скоба, смещаясь в противоположном направлении, прижимает наружную).
Минимально допустимая остаточная толщина накладок передних тормозных колодок 3 мм.
Диски вентилируемые, установлены на ступицах и крепятся к ним шестью болтами.
Минимально допустимая толщина изношенного диска 19 мм.
Скоба состоит из основания, которое крепится двумя болтами к поворотному кулаку и корпуса, связанного с основанием через направляющие пальцы.
Тормозной цилиндр выполнен в корпусе скобы; с наружной стороны для защиты от грязи он закрыт резиновым чехлом (пыльником).
Внутри цилиндра имеется проточка, в которую вставлено уплотнительное кольцо (манжета). Когда при торможении поршень выдвигается из цилиндра, это кольцо слегка скручивается и после окончания торможения стремится вернуть поршень в исходное положение.
За счет этого поддерживается постоянный минимальный зазор между диском и тормозными колодками. На цилиндре имеется клапан для прокачки системы.
Тормозные механизмы задних колес барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.
В цилиндр с натягом вставлены упорные кольца, ограничивающие свободный ход поршней (после окончания торможения), за счет чего поддерживается постоянный зазор между колодками и барабаном.
По мере износа колодок кольца сдвигаются на величину износа.
В верхней части тормозных колодок расположены эксцентрики для регулировки положения колодок после их замены.
Минимальная допустимая толщина накладок задних тормозных колодок – 1 мм.
Максимально допустимый внутренний диаметр тормозного барабана – 283 мм.
Главный тормозной цилиндр с двухсекционным бачком и датчиком аварийного падения уровня тормозной жидкости крепится к вакуумному усилителю.
Поршни в цилиндре расположены последовательно, ближайший к вакуумному усилителю приводит в действие тормозные механизмы задних колес, другой поршень – передних.
При отсутствии утечек жидкости ее уровень в бачке главного тормозного цилиндра должен находиться между метками МАХ и MIN.
По мере изнашивания тормозных накладок уровень понижается.
В случае нарушения герметичности тормозной системы срабатывает датчик и на щитке приборов загорается лампа-сигнализатор красного цвета. В этом случае доливать жидкость можно только после устранения неисправности.
Вакуумный усилитель расположен между педальным узлом и главным тормозным цилиндром и крепится к кронштейну на четырех шпильках.
Для увеличения тормозного усилия используется разрежение во впускном трубопроводе двигателя, с которым усилитель соединен шлангом.
Усилитель неразборной конструкции, при выходе из строя он заменяется.
Регулятор давления крепится к левому лонжерону рамы.
Он корректирует давление тормозной жидкости в контуре тормозов задних колес, в зависимости от загрузки автомобиля, что повышает курсовую устойчивость при торможении.
Отслеживая через нагрузочную пружину загрузку задней оси, он ограничивает давление жидкости в заднем тормозном контуре.
При выходе из строя регулятор заменяется.
После замены регулятора или элементов задней подвески необходимо заново отрегулировать положение нагрузочной пружины относительно заднего моста.
Возможные неисправности тормозов
- Причина неисправности
метод устранения
Увеличенный ход педали тормоза:
Наличие воздуха в системе гидропривода
Прокачать систему
- Упорное кольцо поршня заднего колесного цилиндра потеряло упругость и под действием стяжной пружины колодок тормоза вместе с поршнем смещается внутрь цилиндра
Заменить колесный цилиндр в сборе
- Нарушение герметичности тормозной системы (течь жидкости)
Определить место утечки жидкости и заменить детали, влияющие на течь.
При течи в соединениях трубопроводов подтянуть соединения или заменить уплотнительные прокладки
- Увеличенный зазор между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра
См. Вакуумный усилитель тормозов ГАЗель
Педаль тормоза медленно перемещается вниз при неизменном на ней усилии и затянутом стояночном тормозе:
- Повреждения манжеты
Заменить поврежденную манжету
Тормозные механизмы всех колес или осей не полностью растормаживаются (вывешенные колеса вращаются туго):
- Отсутствие зазора между головкой регулировочного болта вакуумного усилителя и поршнем главного цилиндра
См. Как заменить вакуумный усилитель тормозов автомобиля Газель
- Неполное возвращение педали тормоза после торможения из-за неправильной установки выключателя сигнала торможения
Установить зазор (8+1) мм между пластмассовым наконечником выключателя сигнала торможения и упором на педали
- Засорение компенсационных отверстий главного тормозного цилиндра или перекрытие компенсационных отверстий кромками манжет
Снять бачок главного цилиндра и соединительные втулки.
Прочистить мягкой проволокой диаметром 0,6 мм компенсационные отверстия.
Если при этом проволока упирается в манжету, то необходимо разобрать главный цилиндр и заменить разбухшие манжеты
Не растормаживается один тормозной механизм (вывешенное колесо вращается туго):
- Заклинивание направляющих пальцев в основании передней скобы
Заменить или смазать направляющие пальцы. Заменить поврежденные чехлы пальцев (см. Ремонт переднего тормоза ГАЗ-2705)
- Заклинивание поршней в корпусе тормозной скобы
Снять корпус тормозной скобы с основания, удалить грязь и следы коррозии с поверхности цилиндра корпуса и смазать рабочие поверхности жидкостью НГ-213 или касторовым маслом
- Потеря эластичности уплотнительного кольца корпуса тормозной скобы
Снять корпус тормозной скобы с основания и заменить уплотнительное кольцо (см. Как заменить скобу тормоза переднего колеса автомобиля Газель)
- Заедание колодок из-за сильного загрязнения направляющего паза основания
Снять колодки и очистить направляющий паз и уступы основания от коррозии и грязи (см. Как заменить передние колодки ГАЗ-2705)
- Ослабление или поломка стяжной пружины колодок заднего тормозного механизма
Заменить пружину
- Заклинивание поршней заднего тормозного механизма из-за загрязнения или коррозии
Разобрать колесный цилиндр, очистить детали от грязи и коррозии, промыть, заменить грязезащитные чехлы
- Разбухание уплотнительных колец поршней заднего колесного цилиндра
Заменить уплотнительные кольца и тормозную жидкость
- Отсутствие зазора между тормозной накладкой и барабаном заднего тормозного механизма из-за неправильной установки упорного кольца автоматической регулировки
Разобрать колесный цилиндр, устранить перекос упорного кольца
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении:
- Неодинаковое давление воздуха в шинах
Довести давление в шинах до нормы
- Замасливание фрикционных накладок в одном из тормозных механизмов
Заменить колодки или промыть накладки бензином с последующим шлифованием мелкой шкуркой и тщательным удалением абразивной пыли с накладки
- Задиры или глубокие риски на поверхности тормозного диска или барабана
Отремонтировать или заменить диск или тормозной барабан в сборе со ступицей
- Течь тормозной жидкости в одном из передних тормозных механизмов или колесных цилиндров
Устранить течь
- Задние колеса блокируются раньше передних из-за неисправности регулятора давления или неправильной регулировки его привода
Отрегулировать или заменить регулятор давления (см. Снятие и ремонт регулятора давления ГАЗ-2705)
Недостаточная эффективность торможения (увеличенное усилие на педали тормоза):
- Износ или замасливание тормозных накладок
Заменить или промыть тормозные колодки
- Неполное прилегание накладок к барабану в задних тормозных механизмах
Зачистить выступающие места у накладок. При необходимости заменить колодки
- Неплотность в соединении вакуумного шланга
Восстановить герметичность соединения
- Загрязнен фильтр вакуумного усилителя тормозов
Промыть фильтр или заменить новым
- Порвана диафрагма вакуумного усилителя тормозов
Заменить диафрагму
- Уплотнительные манжеты вакуумного усилителя тормозов не обеспечивают герметичности
Заменить манжеты и зачистить цилиндрические рабочие поверхности корпуса клапанов и соединителя
- Нарушение герметичности в соединении крышки с корпусом вакуумного усилителя
Восстановить герметичность
- Нарушение герметичности в соединении вакуумного усилителя с корпусом главного цилиндра
Заменить уплотнительное кольцо
- Выход из строя вакуумного усилителя в результате попадания тормозной жидкости в полость вакуумного усилителя
Заменить уплотнительные манжеты главного цилиндра, удалить жидкость из усилителя и заменить диафрагму
Дребезжание в тормозных механизмах:
- Овальность или биение рабочей поверхности тормозных барабанов задних колес
Расточить тормозные барабаны в сборе со ступицей или заменить на новые
- Поломка пружин колодок дискового тормоза
Заменить тормозные колодки
- Износ направляющих пальцев тормозного механизма переднего колеса
Заменить направляющие пальцы
- Износ отверстий под направляющие пальцы в основании тормозной скобы
Заменить основание
Для удержания автомобиля требуется большое усилие на рукоятке стояночного тормоза:
- Заедание тросов в направляющих оболочках
Отсоединить тросы, очистить от грязи, смазать тросы и их соединения смазкой "Лига"
- Замасливание накладок задних тормозных механизмов
Промыть накладки или заменить колодки с накладками
- Неправильно отрегулирован стояночный тормоз
Отрегулировать привод стояночного тормоза
Большой ход рукоятки рычага привода стояночного тормоза:
- Большой свободный ход разжимного звена привода стояночного тормоза в тормозных механизмах задних колес
Отрегулировать привод стояночного тормоза
Нагрев тормозных барабанов при движении без торможения:
- Неправильная регулировка разжимного звена привода стояночного тормоза
Отрегулировать привод стояночного тормоза
- - Пониженный уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра при отсутствии наружной течи в гидроприводе
- - Износ или разбухание наружной манжеты главного тормозного цилиндра
Снять главный тормозной цилиндр и заменить манжету.
Слить из крышки вакуумного усилителя тормозную жидкость