Аккумуляторная батарея, генератор и стартер — все вместе они отвечают за запуск двигателя
Для того чтобы каждый узел смог выполнять свою задачу, нужна их согласованность
Без аккумуляторной батареи не придет в движение стартер, без стартера безмолвным останется двигатель и без работы генератор.
А без генератора не сможет пополнить запас истраченной энергии аккумуляторная батарея.
Если на многофункциональном дисплее комбинации приборов автомобилей выпуска с 2003 года с двигателями ЗМЗ-40524 и УМЗ-4218 значение напряжения отображается в прерывистом режиме, или стрелка вольтметра в комбинации приборов автомобилей выпуска до 2003 года и автомобилей выпуска с 2003 года с двигателями ЗМЗ-4063, ЗМЗ-40522, УМЗ-4215 находится в левой красной зоне шкалы (при этом горит сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи в комбинации приборов), значит, ток не поступает от генератора в бортовую сеть и расходуется запас энергии аккумуляторной батареи.
Этот запас ограничен и зависит от емкости батареи.
Если аккумуляторная батарея была заряжена полностью, можно доехать до гаража и без генератора, но лучше попытаться устранить неисправность на месте.
Проверьте, не оборван ли ремень привода вспомогательных агрегатов.
Если ремень цел, проверьте его натяжение.
Нажмите большим пальцем на ремень сверху и посмотрите, насколько он прогнулся.
Если прогиб не соответствует норме, отрегулируйте его натяжение или замените ремень (см. «Замена ремней привода вспомогательных агрегатов»)
Если ремень натянут нормально, проверьте, не перегорела ли плавкая вставка на 90 А в блоке 3 плавких вставок, расположенном в подкапотном пространстве рядом с аккумуляторной батареей.
Эта плавкая вставка (показана стрелкой на фото, крышка блока плавких вставок снята) защищает помимо прочих цепей, и цепь генератора.
Если плавкая вставка перегорела, замените ее и пустите двигатель.
Если показание напряжения на дисплее уже не мигает, (стрелка вольтметра находится в зеленой зоне шкалы, сигнальная лампа разряда аккумуляторной батареи погасла), значит, напряжение соответствует норме (см. ниже) и можно продолжать движение.
Если значение напряжения при работающем двигателе снова отображается в прерывистом режиме, (стрелка вольтметра находится в левой красной зоне шкалы, лампа разряда аккумуляторной батареи не погасла), проверьте провод, идущий от генератора двигателя ЗМЗ-402 и двигателей ЗМЗ-406, и ЗМЗ-405 к «плюсовой» клемме аккумуляторной батареи, а также к стартеру
Провода могут быть оборваны, обломаны внутри изоляции, а их контакты окислены или ненадежны. Устраните неисправность и пустите двигатель
Если появился ток зарядки, можно продолжать движение.
Если и после принятых мер значение напряжения при работающем двигателе снова отображается в прерывистом режиме (стрелка вольтметра находится в левой красной зоне шкалы), то возможная причина неисправности кроется в самом генераторе.
Причин может быть несколько, и устранять их лучше в условиях автосервиса или гаража, а вам остается надеяться, что запаса энергии в аккумуляторной батарее хватит, чтобы до него добраться.
Опытным автомобилистам можно рекомендовать проверить регулятор напряжения генератора.
Работа регулятора напряжения заключается в непрерывном автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и нагрузки генератора.
Для проверки регулятора на автомобиле необходим вольтметр постоянного тока с пределом измерения 15-30 В.
Через 15 мин работы двигателя на средних оборотах при включенных фарах измерьте напряжение между клеммой «В+» (показана на рисунке стрелкой) генераторов двигателей ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 или клеммой «30» генератора двигателя ЗМЗ-402 и «массой» генератора.
Напряжение должно находиться в пределах 13,6-14,6 В (в зависимости от температуры окружающего воздуха).
В том случае если наблюдается систематическая недозарядка или перезарядка аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить.