Привод выключения сцепления ЗИЛ-5301

На автомобилях и автобусах ЗИЛ применен гидравлический привод сцепления с пневматическим усилителем.

Разборку пневмогидравлического усилителя (ПГУ) для ремонта производят, как правило, в следующих случаях:

- течь жидкости через манжеты 29, 33 (рис. 1), вследствие их разбухания при использовании некачественных жидкостей; при износе манжеты пневматического поршня 23.

Вероятность отказа других деталей невелика.

Порядок разборки приведен ниже. Снять с ПГУ чехол 36 с толкателем 37.

Закрепить ПГУ в тисках, направив вверх передний корпус 26.

Вывернуть соединительные болты 12 (2 шт.), 19 и 25 (5 шт.). Последним вывертывать болт 19, расположенный в районе редуктора

При этом следует придерживать корпус 26, так как на него воздействуют пружины 11 и 22.

Снять корпус 26, пружины 11 и 22, диафрагму 10 в сборе с седлом.

Вывернуть с помощью специального ключа (рис. 4-13) из заднего корпуса 1 корпус следящего поршня редуктора 4 (см. рис. 1).

Пневмогидравлический усилитель сцепления: 1 - задний корпус; 2 - уплотнение поршня выключения сцепления; 3, 13 - уплотнительные кольца; 4 - следящий поршень; 5 - перепускной клапан; 7 - уплотнитель выпускного отверстия; 8 - крышка выпускного отверстия; 9 - винт; 10 - диафрагма редуктора усилителя; 11 - пружина диафрагмы редуктора; 12, 19, 25 - болты; 14 - клапан редуктора усилителя; 15 - пробка; 16 - регулировочная прокладка; 17 - крышка подвода воздуха; 16, 24, 28 - шайбы; 20 - пневматический поршень; 21, 35 - стопорные кольца; 22 - пружина пневматического поршня; 23, 29, 33 - манжеты; 26 - передний корпус усилителя; 27 - направляющее кольцо; 30 - распорная втулка уплотнения поршня; 31 - распорная пружина; 32 - распорная втулка манжеты поршня; 34 - поршень выключения сцепления; 36 - защитный чехол; 37 - толкатель поршня

Вынуть задний корпус 1 усилителя из тисков.

Рис. 4-13. Специальный ключ И806.02.014 для отворачивания корпуса следящего поршня

Снять стопорное кольцо 35 и вынуть из заднего корпуса поршень выключения сцепления 34 в сборе, выталкивая его за выступающий шток со стороны уплотнения 2.

Снять со штока поршня 34 распорную втулку 30, пружину 31, втулку 32 и манжету 33.Снять стопорное кольцо 21 уплотнения штока поршня выключения сцепления и шайбу 28.

Выпрессовать из заднего корпуса манжету 29 и уплотнение 2 штока поршня выключения сцепления.

Рис. 4-14. Уплотнение штока поршня выключения сцепления:1 и 3 - уплотнительные кольца; 2 -корпус

Снять с корпуса 2 (рис. 4-14) уплотнения поршня резиновые кольца 1 и 3. На корпусе 1 (см. рис. 1) отвернуть и снять перепускной клапан 5 в сборе с колпачком.

Отвернуть винты 9 крепления крышки 8 выпускного отверстия, снять крышку и уплотнитель 7 выпускного отверстия.

Рис. 4-15. Диафрагма редуктора с седлом: 1 - диафрагма; 2 и 6 - шайбы: 3 - гайка; 4 - седло диафрагмы; 5 - прокладка

Выполнять две последние операции не обязательно.

Для разборки диафрагмы редуктора усилителя (рис. 4-15) надо расстопорить гайку 3 диафрагмы редуктора и отвернуть ее.

Снять с седла 4 диафрагмы шайбу 2, диафрагму 1, шайбу 6 и прокладку 5. Без необходимости этот узел разбирать не следует.

Рис. 4-16. Следящий поршень редуктора в сборе с корпусом: 1 - поршень; 2 - корпус; 3 - упорное кольцо; 4 - уплотнительное кольцо; 5 - манжета

Для разборки следящего поршня редуктора усилителя (рис. 4-16) надо снять с корпуса следящего поршня уплотнительное кольцо 3 (см. рис. 1).

Вынуть из корпуса 2 (рис.4-16) следящий поршень 1 в сборе с манжетой и уплотнительным кольцом. Снять с поршня 1 уплотнительное кольцо 4 и манжету 5.

Вынуть из корпуса 2 следящего поршня упорное кольцо 3

Для разборки переднего корпуса усилителя и пневматического поршня надо вынуть из переднего корпуса уплотнительное кольцо 13 (рис. 1) седла диафрагмы редуктора, пневматический поршень 20 усилителя в сборе.

Снять с пневматического поршня 20 манжету 23 и направляющие кольца 27.

Закрепить передний корпус 26 в тиски, направив вверх крышку подвода воздуха 1

Отвернуть болты крепления крышки (4 шт.), снять крышку и вынуть клапан редуктора усилителя 14,сняв регулировочные и уплотнительные алюминиевые прокладки 16 с двух сторон седла этого клапана.

Рис. 4-17. Клапан редуктора усилителя: 1 - стержень; 2 - малая шайба; 3 - конус; 4 - большая шайба; 5 - пружина; 6 - седло; 7 - трубка стержня

Клапан редуктора усилителя (рис. 4-17) - неразборной конструкции; в случае необходимости меняется в сборе.

Промыть детали и узлы усилителя сцепления в растворе МС-6,МС-8 ТУ 6-15-978-76, обдуть их сжатым воздухом.

Произвести дефектацию деталей

Сборка и регулировка пневмогидравлического усилителя

Сборка ПГУ проводится в последовательности, обратной разборке.

Смазать резиновые уплотнения штока поршня и поверхность «Д» (см. рис. 1) жидкостью НГ-213 ТУ 38.101.129-75. Запрессовать в задний корпус 1 манжету 29 с помощью оправки (рис. 4-18).

Установить уплотнение 2, подсобрав его предварительно с уплотнительными кольцами 1 и 3 (рис. 4-14), установить шайбу 28 и стопорное кольцо 21

Для сборки поршня выключения сцепления (см. рис. 1) надо до сборки смазать все резиновые детали и поверхности «А» и «Е» жидкостью НГ-213 ТУ 38.101.129-75.

Установить на шток поршня выключения сцепления 34 манжету 33, распорную втулку 32,пружину 31, распорную втулку 30.

Подсобранный узел вставить в цилиндр корпуса 1 и установить стопорное кольцо 35.

Установить уплотнитель 7 выпускного отверстия, крышку 8 и завернуть винты 9 крепления крышки. Установить и завернуть перепускной клапан 5 в сборе с колпачком 6.

Для сборки следящего поршня редуктора усилителя надо перед сборкой смазать все резиновые детали и поверхность «В» жидкостью НГ-213 ТУ 38.101.129-75.

Затем установить на поршень 1 (см. рис. 4-16) уплотнительное кольцо 4 и манжету 5;

установить следящий поршень 1 в сборе в корпус 2; установить в корпус 2 следящего поршня упорное кольцо 3 и надеть на корпус следящего поршня уплотнительное кольцо 3 (см. рис. 1).

Для сборки диафрагмы редуктора установить на седло 4 ( рис. 4-15) две прокладки 5, шайбу 6, две диафрагмы 1 и шайбу 2, завернуть гайку 3 моментом 20-25 Нм и застопорить, раскернив в одной точке.

Для сборки переднего корпуса усилителя и пневматического поршня надо установить на пневматический поршень 20 (см. рис. 1) манжету  23 и направляющие кольца 27.

Затем установить в передний корпус усилителя пневматический поршень 20 в сборе.

Перед его установкой полость «Б» заполнить, а поверхность «Ж» смазать тонким слоем смазки 158 ТУ 38.101.320-77.

Установить в передний корпус усилителя новое уплотнительное кольцо 13 седла диафрагмы редуктора.

После подсборки сборочных узлов пневмогидравлического усилителя надо установить задний корпус 1 усилителя в тиски разъемом вверх.

Завернуть корпус следящего поршня редуктора в сборе в задний корпус усилителя специальным ключом.

Положить на задний корпус усилителя диафрагму редуктора усилителя 10 в сборе с седлом, поверхность которого «Г» смазать тонким слоем смазки 158 ТУ-38.101.320-77, и совместить ее отверстия с отверстиями под крепежные болты в заднем корпусе усилителя.

Вставить в эти отверстия удлинительные стержни (диаметр 6 мм, длина 100мм). Установить пружину диафрагмы редуктора 11 и пружину пневматического поршня 22.

Установить передний корпус усилителя 26 в сборе на задний корпус 1, направив отверстия под крепежные болты по направляющим стержням.

Нажать на передний корпус и сжать пружины до устранения зазора между корпусами, причем седло диафрагмы должно войти в отверстие на переднем корпусе, где стоит уплотнительное кольцо 13.

Недопустим жесткий упор седла в корпус (тем более с заметным возрастанием усилия сжатия)

Не отпуская передний корпус, вынуть один направляющий стержень, вставить болт 19 с пружинной шайбой и завернуть его полностью, но не затягивать и, поочередно вынимая направляющие стержни, вставлять и заворачивать болты 12, 19 (второй) и 25 с пружинными шайбами. После этого равномерно затянуть болты до конца.

Рис. 4-19. Регулировка зазора между клапаном и седлом

Установить клапан редуктора усилителя 14 в сборе в передний корпус усилителя, отрегулировав зазор «А» (рис. 4-19).

Зазор «А» (ход седла до соприкосновения с клапаном) должен быть 2+0,5 мм. 

Регулировать его надо с помощью прокладок 16 (см. рис. 1), которые следует устанавливать не менее одной с каждой стороны седла.

Величину зазора определяют следующим способом:

- измерить перемещение седла диафрагмы, которое является разностью расстояний от торца седла до торца переднего корпуса в исходном положении и после полного перемещения седла при создании в гидравлической системе ПГУ давления для преодоления сопротивления сжатой пружины редуктора 11; 

  • - установить клапан 14 с одной прокладкой под седлом и плотно прижать его в гнезде с помощью трубчатой втулки с крепежным фланцем; 
  • - измерить перемещение стержня клапана 1 (рис. 4-17), которое является разностью расстояний от торца, стержня клапана до торца трубчатой прижимной втулки в исходном положении и после полного перемещения стержня клапана при создании в гидравлической системе ПГУ давления.

Давление в гидравлической системе можно создавать с помощью сжатого воздуха 0,5-0,6 МПа, подаваемого через отверстие для присоединения гидравлического шланга, предварительно завернув перепускной клапан.

Разность между перемещением седла диафрагмы и перемещением стержня клапана будет величиной зазора между седлом диафрагмы и выпускным клапаном.

Если эта величина будет меньше заданной, то под седло клапана подкладывают регулировочные прокладки (толщина одной прокладки 0,5мм) до получения необходимого значения зазора.

Перемещение седла диафрагмы и стержня клапана лучше всего производить штангенглубиномером ШГ-160 ГОСТ 162-73.

Установить крышку подвода воздуха 17 (рис. 1) на передний корпус усилителя и завернуть болты ее крепления.

Между передним корпусом и крышкой должен быть равномерный зазор по всему периметру величиной 0.5-1 мм для безусловного прижатия крышки к седлу клапана и обеспечения герметичности.

При несоблюдении этого требования возникает утечка воздуха. После сборки необходимо проверить герметичность воздушной и гидравлической частей ПГУ.

Для проверки герметичности воздушной части ПГУ необходимо к крышке подвода воздуха 17 подсоединить бачок емкостью один литр, снабженный манометром и входным запорным краном.

На вход бачка подается сжатый воздух давлением 0,5-0,7 МПа.

Сначала проверяется входная часть, которой является объем под крышкой подвода воздуха, уплотнение торца крышки с седлом клапана 14 и уплотнение заднего конуса (впускного) клапана и седла клапана.

Для этого перекрывается входной кран литрового бачка и измеряется падение давления.

Герметичность считается удовлетворительной, если за 30 с давление в бачке упадет не более чем на 0,05 МПа.

Затем проверяется рабочая воздушная часть, которая дополнительно включает уплотнение переднего конуса (выпускного) клапана и седла диафрагмы редуктора, уплотнение манжеты пневматического поршня между самим поршнем и стенкой цилиндра переднего корпуса, уплотнение диафрагмы между передним и задним корпусами, а также герметичность самих переднего корпуса и пневматического поршня.

Для этого в пневматической системе ПГУ создается давление 0,5-0,7 МПа, перекрывается входной кран литрового бачка и измеряется падение давления.

Герметичность считается удовлетворительной, если за 30 с давление в бачке упадет не более чем на 0,05 МПа.

Для проверки герметичности гидравлической части необходимо установить манометр между ПГУ и главным цилиндром.

Затем систему прокачивают для удаления из нее воздуха.От крышки подвода сжатого воздуха отсоединяется шланг.

В гидравлической системе создается давление 6,5-7,0 МПа.

Главный цилиндр при этом заперт и через него утечек нет.

Герметичность считается удовлетворительной, если за 30 с давление в трубопроводе упадет не более чем на 0,5 МПа.