Привод выключения сцепления ЗИЛ-5301
На автомобилях и автобусах ЗИЛ применен гидравлический привод сцепления с пневматическим усилителем.
Разборку пневмогидравлического усилителя (ПГУ) для ремонта производят, как правило, в следующих случаях:
- течь жидкости через манжеты 29, 33 (рис. 1), вследствие их разбухания при использовании некачественных жидкостей; при износе манжеты пневматического поршня 23.
Вероятность отказа других деталей невелика.
Порядок разборки приведен ниже. Снять с ПГУ чехол 36 с толкателем 37.
Закрепить ПГУ в тисках, направив вверх передний корпус 26.
Вывернуть соединительные болты 12 (2 шт.), 19 и 25 (5 шт.). Последним вывертывать болт 19, расположенный в районе редуктора
При этом следует придерживать корпус 26, так как на него воздействуют пружины 11 и 22.
Снять корпус 26, пружины 11 и 22, диафрагму 10 в сборе с седлом.
Вывернуть с помощью специального ключа (рис. 4-13) из заднего корпуса 1 корпус следящего поршня редуктора 4 (см. рис. 1).
Вынуть задний корпус 1 усилителя из тисков.
Снять стопорное кольцо 35 и вынуть из заднего корпуса поршень выключения сцепления 34 в сборе, выталкивая его за выступающий шток со стороны уплотнения 2.
Снять со штока поршня 34 распорную втулку 30, пружину 31, втулку 32 и манжету 33.
Снять стопорное кольцо 21 уплотнения штока поршня выключения сцепления и шайбу 28.
Выпрессовать из заднего корпуса манжету 29 и уплотнение 2 штока поршня выключения сцепления.
Снять с корпуса 2 (рис. 4-14) уплотнения поршня резиновые кольца 1 и 3. На корпусе 1 (см. рис. 1) отвернуть и снять перепускной клапан 5 в сборе с колпачком.
Отвернуть винты 9 крепления крышки 8 выпускного отверстия, снять крышку и уплотнитель 7 выпускного отверстия.
Выполнять две последние операции не обязательно.
Для разборки диафрагмы редуктора усилителя (рис. 4-15) надо расстопорить гайку 3 диафрагмы редуктора и отвернуть ее.
Снять с седла 4 диафрагмы шайбу 2, диафрагму 1, шайбу 6 и прокладку 5. Без необходимости этот узел разбирать не следует.
Для разборки следящего поршня редуктора усилителя (рис. 4-16) надо снять с корпуса следящего поршня уплотнительное кольцо 3 (см. рис. 1).
Вынуть из корпуса 2 (рис.4-16) следящий поршень 1 в сборе с манжетой и уплотнительным кольцом.
Снять с поршня 1 уплотнительное кольцо 4 и манжету 5.
Вынуть из корпуса 2 следящего поршня упорное кольцо 3
Для разборки переднего корпуса усилителя и пневматического поршня надо вынуть из переднего корпуса уплотнительное кольцо 13 (рис. 1) седла диафрагмы редуктора, пневматический поршень 20 усилителя в сборе.
Снять с пневматического поршня 20 манжету 23 и направляющие кольца 27.
Закрепить передний корпус 26 в тиски, направив вверх крышку подвода воздуха 1
Отвернуть болты крепления крышки (4 шт.), снять крышку и вынуть клапан редуктора усилителя 14,сняв регулировочные и уплотнительные алюминиевые прокладки 16 с двух сторон седла этого клапана.
Клапан редуктора усилителя (рис. 4-17) - неразборной конструкции; в случае необходимости меняется в сборе.
Промыть детали и узлы усилителя сцепления в растворе МС-6,МС-8 ТУ 6-15-978-76, обдуть их сжатым воздухом.
Произвести дефектацию деталей
Сборка и регулировка пневмогидравлического усилителя
Сборка ПГУ проводится в последовательности, обратной разборке.
Смазать резиновые уплотнения штока поршня и поверхность «Д» (см. рис. 1) жидкостью НГ-213 ТУ 38.101.129-75. Запрессовать в задний корпус 1 манжету 29 с помощью оправки (рис. 4-18).
Установить уплотнение 2, подсобрав его предварительно с уплотнительными кольцами 1 и 3 (рис. 4-14), установить шайбу 28 и стопорное кольцо 21
Для сборки поршня выключения сцепления (см. рис. 1) надо до сборки смазать все резиновые детали и поверхности «А» и «Е» жидкостью НГ-213 ТУ 38.101.129-75.
Установить на шток поршня выключения сцепления 34 манжету 33, распорную втулку 32,пружину 31, распорную втулку 30.
Подсобранный узел вставить в цилиндр корпуса 1 и установить стопорное кольцо 35.
Установить уплотнитель 7 выпускного отверстия, крышку 8 и завернуть винты 9 крепления крышки. Установить и завернуть перепускной клапан 5 в сборе с колпачком 6.
Для сборки следящего поршня редуктора усилителя надо перед сборкой смазать все резиновые детали и поверхность «В» жидкостью НГ-213 ТУ 38.101.129-75.
Затем установить на поршень 1 (см. рис. 4-16) уплотнительное кольцо 4 и манжету 5;
установить следящий поршень 1 в сборе в корпус 2; установить в корпус 2 следящего поршня упорное кольцо 3 и надеть на корпус следящего поршня уплотнительное кольцо 3 (см. рис. 1).
Для сборки диафрагмы редуктора установить на седло 4 ( рис. 4-15) две прокладки 5, шайбу 6, две диафрагмы 1 и шайбу 2, завернуть гайку 3 моментом 20-25 Нм и застопорить, раскернив в одной точке.
Для сборки переднего корпуса усилителя и пневматического поршня надо установить на пневматический поршень 20 (см. рис. 1) манжету 23 и направляющие кольца 27.
Затем установить в передний корпус усилителя пневматический поршень 20 в сборе.
Перед его установкой полость «Б» заполнить, а поверхность «Ж» смазать тонким слоем смазки 158 ТУ 38.101.320-77.
Установить в передний корпус усилителя новое уплотнительное кольцо 13 седла диафрагмы редуктора.
После подсборки сборочных узлов пневмогидравлического усилителя надо установить задний корпус 1 усилителя в тиски разъемом вверх.
Завернуть корпус следящего поршня редуктора в сборе в задний корпус усилителя специальным ключом.
Положить на задний корпус усилителя диафрагму редуктора усилителя 10 в сборе с седлом, поверхность которого «Г» смазать тонким слоем смазки 158 ТУ-38.101.320-77, и совместить ее отверстия с отверстиями под крепежные болты в заднем корпусе усилителя.
Вставить в эти отверстия удлинительные стержни (диаметр 6 мм, длина 100мм). Установить пружину диафрагмы редуктора 11 и пружину пневматического поршня 22.
Установить передний корпус усилителя 26 в сборе на задний корпус 1, направив отверстия под крепежные болты по направляющим стержням.
Нажать на передний корпус и сжать пружины до устранения зазора между корпусами, причем седло диафрагмы должно войти в отверстие на переднем корпусе, где стоит уплотнительное кольцо 13.
Недопустим жесткий упор седла в корпус (тем более с заметным возрастанием усилия сжатия)
Не отпуская передний корпус, вынуть один направляющий стержень, вставить болт 19 с пружинной шайбой и завернуть его полностью, но не затягивать и, поочередно вынимая направляющие стержни, вставлять и заворачивать болты 12, 19 (второй) и 25 с пружинными шайбами.
После этого равномерно затянуть болты до конца.
Установить клапан редуктора усилителя 14 в сборе в передний корпус усилителя, отрегулировав зазор «А» (рис. 4-19).
Зазор «А» (ход седла до соприкосновения с клапаном) должен быть 2+0,5 мм.
Регулировать его надо с помощью прокладок 16 (см. рис. 1), которые следует устанавливать не менее одной с каждой стороны седла.
Величину зазора определяют следующим способом:
- измерить перемещение седла диафрагмы, которое является разностью расстояний от торца седла до торца переднего корпуса в исходном положении и после полного перемещения седла при создании в гидравлической системе ПГУ давления для преодоления сопротивления сжатой пружины редуктора 11;
- - установить клапан 14 с одной прокладкой под седлом и плотно прижать его в гнезде с помощью трубчатой втулки с крепежным фланцем;
- - измерить перемещение стержня клапана 1 (рис. 4-17), которое является разностью расстояний от торца, стержня клапана до торца трубчатой прижимной втулки в исходном положении и после полного перемещения стержня клапана при создании в гидравлической системе ПГУ давления.
Давление в гидравлической системе можно создавать с помощью сжатого воздуха 0,5-0,6 МПа, подаваемого через отверстие для присоединения гидравлического шланга, предварительно завернув перепускной клапан.
Разность между перемещением седла диафрагмы и перемещением стержня клапана будет величиной зазора между седлом диафрагмы и выпускным клапаном.
Если эта величина будет меньше заданной, то под седло клапана подкладывают регулировочные прокладки (толщина одной прокладки 0,5мм) до получения необходимого значения зазора.
Перемещение седла диафрагмы и стержня клапана лучше всего производить штангенглубиномером ШГ-160 ГОСТ 162-73.
Установить крышку подвода воздуха 17 (рис. 1) на передний корпус усилителя и завернуть болты ее крепления.
Между передним корпусом и крышкой должен быть равномерный зазор по всему периметру величиной 0.5-1 мм для безусловного прижатия крышки к седлу клапана и обеспечения герметичности.
При несоблюдении этого требования возникает утечка воздуха. После сборки необходимо проверить герметичность воздушной и гидравлической частей ПГУ.
Для проверки герметичности воздушной части ПГУ необходимо к крышке подвода воздуха 17 подсоединить бачок емкостью один литр, снабженный манометром и входным запорным краном.
На вход бачка подается сжатый воздух давлением 0,5-0,7 МПа.
Сначала проверяется входная часть, которой является объем под крышкой подвода воздуха, уплотнение торца крышки с седлом клапана 14 и уплотнение заднего конуса (впускного) клапана и седла клапана.
Для этого перекрывается входной кран литрового бачка и измеряется падение давления.
Герметичность считается удовлетворительной, если за 30 с давление в бачке упадет не более чем на 0,05 МПа.
Затем проверяется рабочая воздушная часть, которая дополнительно включает уплотнение переднего конуса (выпускного) клапана и седла диафрагмы редуктора, уплотнение манжеты пневматического поршня между самим поршнем и стенкой цилиндра переднего корпуса, уплотнение диафрагмы между передним и задним корпусами, а также герметичность самих переднего корпуса и пневматического поршня.
Для этого в пневматической системе ПГУ создается давление 0,5-0,7 МПа, перекрывается входной кран литрового бачка и измеряется падение давления.
Герметичность считается удовлетворительной, если за 30 с давление в бачке упадет не более чем на 0,05 МПа.
Для проверки герметичности гидравлической части необходимо установить манометр между ПГУ и главным цилиндром.
Затем систему прокачивают для удаления из нее воздуха.От крышки подвода сжатого воздуха отсоединяется шланг.
В гидравлической системе создается давление 6,5-7,0 МПа.
Главный цилиндр при этом заперт и через него утечек нет.
Герметичность считается удовлетворительной, если за 30 с давление в трубопроводе упадет не более чем на 0,5 МПа.