Система смазки дизеля, в соответствии с рисунками 1 и 2 комбинированная: часть деталей смазывается под давлением, часть - разбрызгиванием
Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни, шатунный подшипник коленчатого вала компрессора, механизм привода клапанов (коромысла) и подшипник вала турбокомпрессора смазываются под давлением от масляного насоса.
Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели, кулачки распределительного вала и привод топливного насоса смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос системы смазки – шестеренного типа, односекционный, крепится болтами к крышке первого коренного подшипника.
Привод масляного насоса осуществляется от шестерни, установленной на коленчатом валу.
На дизелях с установленным неразборным масляным фильтром с бумажным фильтрующим элементом и масляным радиатором в составе транспортного средства, - схема системы смазки в соответствии с рисунком 1.
Масляный насос 9 через маслоприемник 8 забирает масло из масляного картера 1 и по каналам в блоке цилиндров и каналам корпуса масляного фильтра подает в полнопоточный масляный фильтр 12, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов износа и от продуктов разложения масла вследствие нагрева и окисления.
Из масляного фильтра очищенное масло поступает в радиатор 10 для охлаждения.
Из масляного радиатора масло поступает в масляную магистраль дизеля.
При пуске дизеля на холодном масле, когда сопротивление прохождению масла через масляный фильтр превышает 0,13-0,17 МПа, открывается перепускной клапан 13 масляного фильтра, перепускной (радиаторный) клапан 11 масляного радиатора также открывается, и масло, минуя масляный фильтр и масляный радиатор, поступает в масляную магистраль.
В корпусе фильтра встроен предохранительный регулируемый клапан 14. Он предназначен для поддержания давления масла в главной масляной магистрали 0,25-0,35 МПа.
Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.
В случае чрезмерного засорения фильтровальной бумаги, когда сопротивление масляного фильтра становится выше 0,13-0,17 МПа, перепускной клапан масляного фильтра также открывается, и масло, минуя масляный фильтр, поступает в масляную магистраль.
На дизелях с жидкостно-масляным теплообменником и неразборным масляным фильтром с бумажным фильтрующим элементом - схема системы смазки в соответствии с рисунком 2.
Масляный насос 9 через маслоприемник 8 забирает масло из масляного картера 1 и по каналам в блоке цилиндров и каналам корпуса масляного фильтра подает в жидкостно-масляный теплообменник 10, а затем в полнопоточный масляный фильтр 12, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов износа и от продуктов разложения масла вследствие нагрева и окисления.
Из масляного фильтра очищенное масло поступает в масляную магистраль дизеля.
Перепускные (редукционные) клапаны установлены:
- - в корпусе жидкостно-масляного теплообменника - 11 (значение давления срабатывания – 0,15 МПа);
- - в масляном фильтре - 13 (значение давления срабатывания – 0,15 МПа).
При пуске дизеля на холодном масле, когда сопротивление прохождению масла в жидкостно-масляном теплообменнике превышает значение 0,15-0,2 МПа, перепускной клапан открывается и масло, минуя жидкостно-масляный теплообменник, поступает в масляный фильтр, а при сопротивлении в масляном фильтре 0,13-0,17 МПа открывается перепускной клапан масляного фильтра и масло, минуя масляный фильтр, поступает в масляную магистраль.
Перепускные клапаны нерегулируемые.
В корпусе фильтра встроен предохранительный регулируемый клапан 14, предназначенный для поддержания давления масла в главной масляной магистрали 0,25-0,35 МПа.
Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.
В случае чрезмерного засорения фильтровальной бумаги, когда сопротивление масляного фильтра становится выше 0,13-0,17 МПа, перепускной клапан масляного фильтра также открывается, и масло, минуя масляный фильтр, поступает в масляную магистраль.
На работающем дизеле категорически запрещается отворачивать пробку редукционного клапана.
Из главной магистрали дизеля по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого и шейкам распределительного валов.
От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале масло поступает ко всем шатунным подшипникам.
От первого коренного подшипника масло по специальным каналам поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, а также к топливному насосу.
Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в блоке, головке цилиндров, сверлению в IV стойке коромысел во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстие к втулке коромысла, от которой по каналу идет на регулировочный винт и штангу.
К компрессору масло поступает из главной магистрали по сверлениям в блоке цилиндров и специальному маслопроводу.
Из компрессора масло сливается в картер дизеля.
Масло к подшипниковому узлу турбокомпрессора поступает по трубке, подключенной на выходе из корпуса масляного фильтра.
Из подшипникового узла турбокомпрессора масло по трубке отводится в масляный картер.