Особенности карданной передачи автомобиля ЗИЛ-5301

На автомобилях ЗИЛ установлена открытая карданная передача с шарнирами карданных валов на игольчатых подшипниках.

Карданные валы изготовлены из волоченной тонкостенной трубы, сваренной из холоднокатаной ленты

Наружный диаметр трубы - 77 мм, внутренний - 71 мм. Карданная передача состоит из двух карданных валов, трех шарниров и промежуточной опоры

Кардан ЗИЛ-5301

Шарниры всех карданных валов по своей конструкции одинаковы и состоят из неподвижной или скользящей вилки, вилки-фланца и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.

Шарниры имеют комбинированное резиновое уплотнение, состоящее из торцового уплотнения, напрессованного на шипы крестовины, и однокромочной манжеты, встроенной в подшипник.

Крестовина - с четырьмя шипами, имеющими посадочные пояски для установки торцовых уплотнений. Крестовина не имеет сквозных сверлений для подвода смазки.

Промежуточная опора – со стальными штампованными крышками, напрессованными на шариковый подшипник, установленный вместе с крышками в резиновой подушке опоры.

Промежуточная опора прикреплена болтами к раме автомобиля при помощи кронштейна. Карданная передача балансируется в сборе. Допустимый дисбаланс - 100 г/см.

ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТАЛЯМ КАРДАННОЙ ПЕРЕДАЧИ

При ремонте карданного вала надо проверить износ отверстий под игольчатые подшипники, износ шлицевого соединения, износ шипов крестовины и игольчатых подшипников, а также его несбалансированность и биение. При износе отверстий под игольчатые подшипники шлицевых соединений и крестовин сверх размеров, допустимых без ремонта, изношенные детали следует заменить.

Биение торца шипа крестовины относительно рабочей поверхности шипа допускается не более 0,025 мм.

Проверку биения, правку и балансировку карданных валов следует проводить в мастерских, имеющих специальное оборудование.

Проверка биения производится при установке вала (сварки) в центрах двух оправок, которые устанавливаются в отверстия под игольчатые подшипники вилок с центровкой по обработанным плоскостям ушек вилок.

Биение вала не должно превышать 0,8 мм. При наличии биения более допустимого вал следует править под прессом, устанавливая его на опоры.

Промежуточный карданный вал с опорой в сборе

Биение поверхности шлицевой втулки под посадку подшипника опоры допускается не более 0,3, а трубы - не более 0,8 мм.

Проверка биения промежуточного вала (сварка) производится при установки вала в центрах двух оправок. Первая оправка устанавливается в отверстия под игольчатые подшипники вилки с центровкой по обработанным плоскостям ушек вилки.

Вторая оправка устанавливается в шлицевое отверстие шлицевой втулки с центровкой по его внутреннему диаметру на длине 100 мм и должна выступать из вала на 115 мм.

При износе шейки шлицевой втулки под подшипник опоры промежуточного карданного вала или шлицевого отверстия втулки сверх допустимых размеров вал следует заменить. При смятии крышек подшипника и износе распорных втулок опоры промежуточного карданного вала сверх размеров, допустимых без ремонта, крышки и распорные втулки следует заменить.