На автомобилях ЗИЛ-5301 и его модификациях установлен генератор переменного тока мод. 2022.3701, на автобусах ЗИЛ установлен генератор переменного тока мод. 3882.3701

Оба генератора со встроенными выпрямителями и конденсатором типа К73-21В.

Генератор установлен с правой стороны двигателя (по ходу движения) и приводится во вращение двумя ремнями (L = 1320, S = 8,5х8).

Генератор: 1 и 5 - подшипники; 2 - щетки генератора; 3 - щеткодержатель; 4 - статор; 6 - шкив; 7 - вентилятор; 8 - передняя крышка генератора; 9 - клювообразные полюсные половины; 10 - задняя крышка генератора; 11 - выпрямительный блок; 12 - штекер

Техническая характеристика генератора

Номинальное напряжение 14 В

Максимальный ток - 110 А

Частота вращения ротора, при которой напряжение генератора достигает величины 12,5 В, мин -1, не более:

  • - при силе тока, равной 0 - 1000 мин -1
  • - при силе тока, равной 30 А - 1400 мин -1
  • - при силе тока, равной 60 А - 2000 мин -1
  • - при силе тока, равной 100 А - 3500 мин -1

Демонтаж и установка генератора на автомобиль

Для снятия генератора с автомобиля необходимо:

Ослабить болты крепления генератора к кронштейну;

Отвернуть болт крепления генератора к натяжной планке и снять ремни;

Отвернуть болты крепления генератора к кронштейну и снять генератор.

Демонтаж и установка генератора на автомобиль

Установку генератора необходимо производить в следующей последовательности:

Ослабить болт клеммового соединения на кронштейне, установить болты крепления генератора к кронштейну и натяжной планке и установить ремни;

С помощью монтажной лопатки или другим рычагом, перемещая генератор, натянуть ремни и затянуть болт крепления генератора к натяжной планке; затянуть болты крепления генератора к кронштейну.

ВНИМАНИЕ!

Во избежание поломки крышек генератора, болт клеммового соединения необходимо затягивать последним.

Натяжение приводных ремней регулируется с таким расчетом, чтобы при нажатии на середину наибольшей ветви каждого ремня с усилием 40 Н прогиб их был в пределах 12-17 мм или при нажатии с тем же усилием на середину горизонтальной ветви каждого ремня прогиб их был в пределах 6-9 мм.

Проверка натяжения ремня привода генератора

При сборке следует иметь в виду, что ручьи шкива генератора и шкива двигателя должны находиться в одной плоскости.

Перекос приводного ремня не допускается.

Проверка правильности установки и натяжения ремней может быть осуществлена также с помощью приспособления мод. КИ 8920

Присоединение проводов к выводам генератора, регулятора напряжения и аккумуляторных батарей должно производиться строго в соответствии с маркировкой, указанной на выводах генератора и регулятора.

Неправильное подсоединение проводов может привести к выходу из строя генератора, регулятора напряжения и аккумуляторных батарей.

Предупреждение:

Для отсоединения провода от щеткодержателя следует тянуть только за соединительную колодку, а не за провода.

Отсоединять и присоединять провода к генератору следует только при отключенной аккумуляторной батарее.

Исправная работа генератора может быть обеспечена только при условии хорошего контакта в цепи между корпусом генератора и регулятором.

Колодку разъема в щеткодержателе надо фиксировать до щелчка.

Внимание!

Запрещается даже кратковременно замыкать между собой выводы генератора

Разборка генератора

Генератор рекомендуется разбирать в следующем порядке.

Разборка генератора

  • 1. Закрепить генератор в тиски.
  • 2. Снять щеткодержатель, отвернув два винта крепления.
  • 3. Отвернуть два винта крепления колодки фаз к крышке, отсоединив провода и сняв их.
  • 4. Снять крышку шарикоподшипника.
  • 5. Вывернуть стяжные шпильки.
  • 6. Снять крышку генератора со стороны контактных колец вместе со статором, используя съемник мод. И 804.31.000.
Снятие шкива привода генератора с помощью съемника
  • 7. Отсоединить фазные обмотки статора от выводов выпрямительного блока, снять статор.
  • 8. Отвернуть гайку крепления шкива и снять шкив, используя съемник мод. И 804.31.000.
  • 9. Снять вентилятор, дистанционную втулку и вынуть шпонку
Снятие крышек генератора с помощью съемника
  • 10. Снять крышку со стороны привода, применяя съемник мод. И 804.32.000, или на прессе.
Снятие подшипника из крышки генератора
  • 11. Отвернуть четыре винта и выпрессовать шариковый подшипник из гнезда крышки со стороны привода
Снятие подшипника с вала генератора
  • 12. Съемником или с помощью пресса снять подшипник 6 вала ротора

 Сборка генераторов производится в обратной последовательности.

Установка подшипника на вал генератора
Напрессовка крышки со стороны контактных колец
  • установка заднего подшипника на вал ротора
  • напрессовка крышки со стороны контактных колец
  • установка шкива генератора
Установка шкива на вал генератора

Перед установкой подшипников в них надо заложить смазку ЦИАТИМ-221.