Система смазки дизеля Д-245
Смазочная система дизеля — комбинированная. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, шатунный подшипник коленчатого вала компрессора пневмопривода тормозов, а также механизм привода клапанов и подшипник вала турбокомпрессора смазываются под давлением
Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос 7 - шестеренный, односекционный, крепится болтами к крышке первого коренного подшипника.
Насос подает масло по патрубку и каналам блока цилиндров в центробежный фильтр 3, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов сгорания и износа.
Из центробежного фильтра очищенное масло поступает в радиатор для охлаждения и по маслоподводящей трубке к подшипнику вала турбокомпрессора. Из масляного радиатора 1 масло поступает в магистраль дизеля.
В корпусе центробежного масляного фильтра имеются редукционный 12, сливной 11 и предохранительный 5 клапаны.
При пуске дизеля непрогретое масло вследствие большого сопротивления масляного радиатора через редукционный (радиаторный) клапан поступает непосредственно в магистраль дизеля, минуя радиатор.
Предохранительный клапан (клапан центробежного фильтра) служит для поддержания давления масла перед ротором фильтра 0,7 МПа.
При повышении давления, часть неочищенного масла сливается через картер дизеля.
Редукционный и предохранительный клапаны - не регулируемые.
На работающем дизеле категорически запрещается отворачивать пробки редукционного и предохранительного клапанов.
Сливной клапан отрегулирован на давление 0,25…0,35 МПа и служит для поддержания необходимого давления масла в главной магистрали дизеля. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.
Из главной магистрали дизеля по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого и распределительного валов.
От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале оно идет ко всем шатунным подшипникам.
От первого коренного подшипника масло по специальным каналам поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, а также к топливному насосу.
Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в блоке, головке цилиндров, сверлению в четвертой стойке коромысел во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстие - к втулке коромысла, от которой по каналу идет на регулировочный винт и штангу.
К компрессору пневмопривода тормозов масло поступает из главной магистрали по сверлениям в блоке цилиндров и специальному маслопроводу. Из компрессора масло сливается в картер дизеля.
Основные параметры деталей смазочной системы
Наименование деталей |
Обозначение |
Материал |
Масса, кг |
Твердость рабочих поверхностей |
Картер масляный |
245-1009015-В |
АК9ч (АЛ4) |
10,5 |
Не менее 60 НВ |
Прокладка (масляного картера) |
50-1401063-В1 |
Паронит ПМБ 2,0 |
0,052 |
- |
Втулка (картера) |
50-1403013-Б |
Бр.05Ц5 |
0,021 |
Не менее 60 НВ |
Крышка (масляного насоса) |
(А57.03.026-А) 240-1403155 |
СЧ 15 |
0,444 |
163...229 НВ |
Корпус (масляного насоса) |
240-1403025 |
СЧ 15 |
1,742 |
163...229 НВ |
Валик (масляного насоса) |
50-1403053-В |
Сталь 45 |
0,163 |
46,5...56 HRCэ |
Палец (ведомого зубчатого колеса) |
50-1403125-Б |
Сталь 45 |
0,09 |
46,5...56 HRCэ |
Шестерня (масляного насоса ведущая) |
50-1403075-В |
Сталь 40Х |
0,155 |
27...33 HRCэ |
Шестерня (масляного насоса ведомая) |
50-1403115-Б |
Сталь 40Х |
0,120 |
27...33 HRCэ |
Шестерня (привода масляного насоса) Корпус (центробежного фильтра) |
245-1403228 |
Сталь 40Х |
0,600 |
262...311 НВ |
240-1404067-А |
СЧ 15 |
4,87 |
163...229 НВ |
|
Корпус (ротора) |
240-1404017-Б |
АК5М7 |
0,489 |
не менее 90 НВ |
Ось (ротора) |
240-1404013-В |
Сталь 45Х |
0,266 |
37...43,5 HRCэ |
Крышка (корпуса ротора) |
240-1404019-Б |
АК5М (АЛ 10В) |
0,05 |
Не менее 90 НВ |
Стакан (ротора) |
240-1404023 |
АК5М (АЛ 10В) |
0,607 |
Не менее 90 НВ |
Клапан (центробежного фильтра) |
50-1404071-А |
Сталь 40Х |
0,014 |
41,5...46,5 HRCэ |
Колпак (центробежного фильтра) |
240-1404027 |
АК5М (АЛ 10В) |
0,848 |
- |
Трубка |
240-1404013-Б |
Сталь 20 |
0,021 |
Не менее 80 НВ |
Крыльчатка (ротора) |
240-1404024 |
Сталь 08кп |
0,0145 |
- |