Конструкция мостов автомобиля ЗИЛ-131

Задний и средний мосты автомобиля — ведущие.

Передний мост — управляемый и ведущий

Устройство заднего и среднего мостов показано на рис. 1.

Ступица среднего и заднего моста (вид спереди): 1 - ступица; 2 - разжимная втулка; 3 - правая полуось; 4 - цапфа; 5 - защитный кожух трубки подвода воздуха к шине колеса; 6 - шинный кран; 7 - внешняя гайка подшипников; 8 - внутренняя гайка подшипников; 9 - замочная шайба; 10 - шланг подводя воздуха к шине; 11 - шланг подвода воздуха к головке подвода воздуха; 12 - разжимной кулак; 13 - сальник; 14 - гайка; 15 - тормозной кронштейн; 16 - угольник; 17 - масленка; 18 -  уплотнитель наконечника шланга; 19 - сапун; 20 - картер; 21 - сальник полуоси; 22 - головка подвода воздуха; 23 - внутренний сальник ступицы; 24 - наружный сальник ступицы

Устройство редукторов заднего, среднего и переднего мостов показано на рис. 2 и 3.

Редуктор среднего и заднего моста (вид спереди): 25 - гайка подшипника дифференциала; 26 крышка; 27 - болт-съемник; 28 - ведущая коническая шестерня; 29 - пробка наливного отверстия; 30 - ведомая коническая шестерня; 31 - шпонка; 32 - распорное кольцо; 33 - ведущая цилиндрическая шестерня; 34 - гнездо подшипника; 35 - регулировочные прокладки; 36 - двухрядный подшипник; 37 - крышка подшипника; 38 - гайка подшипника ведущей цилиндрической шестерни; 39 - регулировочное кольцо; 40 - ведомая цилиндрическая шестерня; 41 - опорная шайба сателлита; 42 - сателлит; 43 - крестовина дифференциала; 44 - шестерня полуоси; 45 - полуось; 46 - опорная шайба шестерни полуоси; 47 - чашки дифференциала; 48 - пробка сливного отверстия; 49 - картер редуктора; 50 - болт крепления картера редуктора

Устройство поворотного кулака и привода колеса переднего моста показано на рис. 4.

Главные передачи мостов — двойные, состоящие из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями.

Передаточное число конической пары 1,727, передаточное число цилиндрической пары 4,25 и общее передаточное число редуктора 7,339.

Редукторы (рис. 2) заднего и среднего мостов установлены сверху картера моста и крепятся к нему горизонтальным фланцем.

Редукторы заднего и среднего мостов имеют следующее различие.

На обоих концах вала ведущей конической шестерни редуктора среднего моста установлены фланцы 29 и 33 для крепления карданных валов Фланец 33 большего размера установлен на переднем конце вала, а фланец 29 меньшего размера — на заднем конце вала.

Конический роликоподшипник 31 закрыт крышкой 28 с установленным в ней сальником.

Упорная шайба 30 внутреннего кольца роликоподшипника снабжена маслоотгонной канавкой с правым направлением спирали и имеет на торце клеймо "С".

Редуктор среднего и заднего моста: 21, 29, 33 - фланцы крепления карданных валов; 22 - проходной вал; 23 - ведущая коническая шестерня; 24 - регулировочные прокладки; 25 - стакан подшипников; 26 - распорная втулка; 27 - шайба; 28 - крышка подшипника; 30 маслоотгонная шайба; 31 - конический роликоподшипник; 32 - для смазки подшипника; 34 - сальник; 35 - масляный канал; 36 - пробка сливного отверстия

На переднем конце вала ведущей конической шестерни редуктора заднего моста установлен фланец 21, имеющий те же размеры, что и фланец 29 заднего конца вала редуктора среднего моста.

На заднем конце вала редуктора заднего моста вместо фланца установлена распорная втулка 26, а конический роликоподшипник и конец вала закрыты глухой крышкой.

Редуктор среднего и заднего моста с дифференциалом: 1 - стопор гайки; 2 - гайка подшипника дифференциала; 3 - картер редуктора; 4 - пробка наливного отверстия; 5 - ведомая коническая шестерня; 6 - шпонка; 7 - распорное кольцо; 8 - ведущая цилиндрическая шестерня; 9 - гнездо подшипника; 10 - регулировочные прокладки; 11 - крышка кольцо; 12 - двухрядный роликовый подшипник; 13 - регулировочное кольцо. 14 - ведомая цилиндрическая шестерня; 15 - опорная шай6а;16 - сателлит; 17 - крестовина дифференциала; 18 - шестерня полуоси; 19 - опорная шайба шестерни полуоси; 20 - чашка дифференциала

Упорная шайба 27 не имеет маслоотгонной канавки. В остальном детали редукторов заднего и среднего мостов одинаковы.

Редуктор (рис. 3) переднего моста крепится к картеру моста вертикальным фланцем.

Шестерни, дифференциалы, гнезда подшипников, фланец 24 вала ведущей конической шестерни и все подшипники, кроме подшипника 29 переднего конца вала ведущей конической шестерни редуктора переднего моста, одинаковы с деталями редуктора заднего моста.

Упорная шайба 22 внутреннего кольца конического роликоподшипника ведущей конической шестерни имеет маслоотгонную канавку с левым направлением спирали и на торце клеймо "П".

Редуктор переднего моста с дифференциалом: 1 - сапун; 2 - гайка крепления крышки подшипника дифференциала; 3 - пробка контрольного отверстия; 4 - чашки дифференциала; 5 - шестерня полуоси; 6 - опорная шайба; 7 - крышка подшипника; 8 - стопор гайки; 9 - регулировочная гайка; 10 - картер редуктора; 11 - сателлит; 12 - опорная шайба сателлита; 13 - крестовина дифференциала; 14 - гнездо подшипников; 15 - регулировочные прокладки; 16 - ведомая цилиндрическая шестерня; 17 - ведущая цилиндрическая шестерня; 17 - ведомая коническая шестерня; 19 - ведущая коническая шестерня; 20 - стакан подшипников; 21 - крышка подшипника; 22 - маслоотгонная шайба; 23 - сальник; 24 - фланец; 25 - вал ведущей конической шестерни; 26 - регулировочные прокладки; 27 - регулировочные шайбы; 28 - крышка; 29 - цилиндрический роликовый подшипник; 30 - пробка сливного отверстия; 31 - глухая пробка; 32 - крышка

В крышке 26 (см. рис. 1) правого люка картера редуктора заднего и среднего мостов установлен болт-съемник 27, служащий для выпрессовки пальца реактивной штанги из верхнего реактивного рычага задней подвески.

Во фланце крышки 32 (рис. 3) конического двухрядного роликоподшипника ведущей цилиндрической шестерни редуктора переднего моста имеется отверстие с резьбой, в котором ввернута для хранения пробка 31, используемая для закрывания отверстия в картере сцепления при преодолении брода.

Привод к ведущим колесам переднего моста: 1 - ступица; 2 - фланец; 3 - цапфа; 4 - защитный кожух трубки подвода воздуха; 5 - канал для подвода воздуха; 6 - шинный кран; 7 - внешняя гайка; 8 - внутренняя гайка; 9 - замочная шайба; 10 - шланг подвода воздуха к шине; 11 - наружный сальник; 12- шланг подвода воздуха к головке подвода воздуха. 13 - сальник; 14 - гайка; 15 - тормозной кронштейн; 10 - угольник; 17 - масленка; 18 - поворотный рычаг; 19 - регулировочные прокладки; 20 - сальник корпуса поворотного кулака; 21 - сальник; 22 - полуось в сборе с кулаком; 23 - шаровая опора; 24 - сальник полуоси; 25 - картер; 26 - опорная шайба опоры; 27 - пробка контрольного отверстие; 28 - заглушка; 29 - корпус поворотного кулака; 30 - нижние регулировочные прокладки; 31 - нижняя накладка поворотного кулака; 32 - головка подводя воздуха; 33 - пробка; 34 - внутренний сальник ступицы

Передний ведущий мост снабжен поворотными кулаками и рулевой трапецией.

У основания рычагов рулевой трапеции в корпусы поворотных кулаков ввернуты и заварены упорные болты, ограничивающие углы поворота колес.

Полуоси 22 (рис. 4) переднего ведущего моста снабжены шариковыми шарнирами постоянной угловой скорости.

На шейках полуосей заднего и среднего мостов, а также на шейках кулаков шарниров полуосей переднего ведущего моста установлены головки 32 (рис. 4) и 22 (см. рис. 1) подвода воздуха к шинам колес.

На наружных торцах фланцев полуосей установлены шинные краны 6 (см. рис. 1 и 4).

В верхних стенках картеров редукторов всех мостов имеются наливные отверстия, закрытые пробками.

Через эти отверстия можно проверить состояние зубьев конических шестерен и правильность пятна контакта.