Раздаточная коробка механическая, имеет две передачи
Передаточное число первой передачи 2,08, второй передачи 1,0
Раздаточная коробка жестко крепится четырьмя болтами к продольным балкам рамы, которые, в свою очередь, на резиновых подушках крепятся к кронштейнам поперечин рамы.
Переключают передачи раздаточной коробки рычагом 1 (рис. 3), имеющим три положения.
При заднем положении рычага включена вторая (прямая) передача, при переднем положении рычага включена первая (понижающая) передача, среднее положение — нейтральное.
Для предотвращения одновременного включения двух передач служит механизм блокировки шарикового типа (см. рис. 1).
Для облегчения управления автомобилем в сложных условиях движения по бездорожью, а также для предотвращения от перегрузок трансмиссии автомобиль имеет электропневматическое управление включением переднего моста, обеспечивающее автоматическое включение переднего моста при включении первой передачи в раздаточной коробке.
На автомобиле ЗИЛ-131 установлена двухходовая раздаточная коробка, имеющая два выходных вала, вращающихся на шариковых и роликовых подшипниках.
Преимущество этих подшипников, то, что они не требуют регулировки, как при сборке, так и при эксплуатации, как этого требуют конические роликовые подшипники
Раздаточная коробка имеет устройство против самовыключения передач
Устройство против самовыключения выполнено на шлицах обеих шестерен 25 и 32, расположенных на валу 3 – привода переднего моста.
Это устройство предохраняет от самовыключения каретку 31 включения первой передачи и каретку 23 включения привода переднего моста
Конструкция самовыключения второй передачи имеет другое устройство
На наружном венце каретки 16 включения второй передачи и сопряженном шлицевом отверстии ведомого вала 19 имеется конусное устройство, т. е. толщина зуба и ширина паза по длине на одном и том же диаметре переменная, т. е. имеется обратный конус, который и препятствует самовыключению
Для предотвращения одновременного включения двух передач в раздаточной коробке имеется блокировочное устройство, состоящее из шариков 46 между штоками 36 и 47.
При перемещении одного из штоков шарики смещаются к другому и запирают его
Передаточное число пары привода спидометра 3,4.
Заливают масло в раздаточную коробку через контрольно-заливное отверстие, закрытое пробкой до уровня этого отверстия.
Сливают масло через сливное отверстие, в пробке которого помещен магнит, притягивающий частицы металла, попавшие в масло.
Для предотвращения вытекания масла из раздаточной коробки места выхода всех валов уплотнены самоподжимными резиновыми сальниками
Сальник вала привода переднего моста, находящийся ниже уровня масляной ванны, дополнительно защищен маслоотгонной шайбой
Все стыки картера раздаточной коробки, крышки подшипников и верхнего люка уплотнены специальной пастой.
При всех работах, связанных с разборкой раздаточной коробки, все детали картера следует ставить на место с применением упомянутой пасты.
На рисунке представлены отдельно воздушно-диафрагменная камера включения привода переднего моста и шток этой камеры в сборе
Раздаточная коробка имеет люк для установки коробки отбора мощности
Конструкция электропневматического клапана управления приводом переднего моста представлена на рисунке 5
В обесточенном состоянии электропневматический клапан закрыт усилием пружины 3, и воздушно-диафрагменная камера 10 (рис. 1) сообщается через сапун с атмосферой
При подаче напряжения на обмотки 13 электромагнита сердечник 12 толкает шток 17, преодолевая усилие пружины 3 и сопротивление сжатого воздуха, и открывает впускной клапан 20
При этом сжатый воздух поступает в надмембранную полость воздушно-диафрагменной камеры управления приводом переднего моста
Подвеска раздаточной коробки выполнена на двух продольных балках, опирающихся на поперечины рамы
Балки на поперечинах рамы имеют эластичную подвеску, так как укреплены болтами, имеющими резиновые подушки, установленные с обеих сторон опоры
Раздаточная коробка подвешена к двум продольным балкам на четырех болтах, пропущенных через отверстия в продольных балок, так же как и гайки болтов крепления раздаточной коробки, шплинтуют
Техническая характеристика раздаточной коробки
Тип – механическая, двухходовая, с двумя передачами
Передаточные числа:
- - первой передачи – 2,08;
- - второй передачи – 1,00
Переключение передач – одним качающимся рычагом и двумя тягами
Включение переднего моста – автоматическое и принудительное. Автоматическое включение осуществляется с помощью электрического датчика, включающегося при включении первой передачи. Принудительное – с помощью электрического переключателя на любой передаче. При автоматическом и принудительном включении срабатывает электропневматический клапан и воздушно-диафрагменная камера
Привод среднего и заднего мостов осуществляется от ведомого вала раздаточной коробки через один карданный вал
Уход за раздаточной коробкой
При эксплуатации необходимо проверять надежность крепления раздаточной коробки на продольных балках рамы и надежность крепления самих балок к поперечинам рамы; периодически надо подтягивать болты крепления.
Необходимо также периодически промывать и прочищать воздушные каналы сапуна, установленного на крышке люка раздаточной коробки, засорение которого может вызвать повышение давления в картере раздаточной коробки; это может послужить, причиной подтекания масла через сальник.
Нужно поддерживать нормальный уровень масла в коробке и своевременно менять его согласно карте смазки.
При разборке раздаточной коробки необходимо помнить о том, что концевые гайки валов законтрены тем же способом, что и на коробке передач.
При установке воздушной камеры каретки включения переднего моста необходимо с помощью регулировочных прокладок 42 отрегулировать размер 174 ± 0,1, от торца корпуса камеры 38 до отверстия под стопорный болт на стержне переключения в соответствии с рис. 2.