На автомобиле установлена лебедка, предназначенная для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям
Лебедка (рис. 1) установлена спереди автомобиля, прикреплена болтами к переднему буферу и передней поперечине рамы.
Передний буфер крепится болтами к съемным удлинителям лонжеронов.
Привод лебедки осуществляется карданным валом от коробки отбора мощности, закрепленной на коробке передач.
Барабан 5 лебедки свободно вращается на валу и жестко соединяется с валом при помощи муфты 29.
При переводе рукоятки вилки 35 включения барабана в крайнее левое положение муфта включения барабана передвигается на валу по двум шпонкам и торцовыми кулачками входит в зацепление с торцовыми кулачками барабана.
Вилка включения барабана установлена на траверсе лебедки.
Вилка включения снабжена тормозной колодкой, шарнирно закрепленной в ушках траверсы на оси.
При выключении муфты тормозная колодка под действием нажимного болта с пружиной упирается в торец реборды барабана, притормаживает его вращение и предотвращает возможность самораспускания троса при разматывании его вручную.
Тормоз регулируют натяжением или ослаблением пружины упорного болта при помощи гайки с контргайкой, а при необходимости (когда усилие пружины недостаточно) — перемещением этого болта ввертыванием или вывертыванием резьбовой втулки.
Давление пружины отрегулировано правильно, если трос разматывается под действием усилия руки без самораспускания в реборде барабана с внутренней стороны имеется впадина, в которую закладывают конец троса, закрепляя его скобой и гайками.
Трос лебедки стальной, нераскручивающийся, с металлическим сердечником. На свободном конце троса закреплен крюк.
Вал барабана вращается в трех бронзовых подшипниках, из которых два установлены в картере редуктора и один в траверсе.
Траверса и картер редуктора прикреплены болтами к поперечинам.
Подшипник вала барабана в траверсе смазывают через масленку 30.
Подшипники вала барабана в картере редуктора смазываются маслом, стекающим с червячного колеса редуктора и со стенок крышки картера.
Поверхности вращения барабана на валу смазываются через две масленки 18, расположенные у ступиц барабана.
Редуктор лебедки (рис. 2) состоит из глобоидного однозаходного стального червяка 21, червячного колеса 3 с бронзовым венцом, разъемного картера, вала 7 барабана, автоматического тормоза, подшипников и их крышек.
Червячное колесо редуктора установлено на валу барабана лебедки на двух шпонках и закреплено от осевых перемещений штифтом.
Перемещение вала барабана с червячным колесом в осевом направлении осуществляется изменением толщины набора прокладок под шайбой 4, установленной между правым торцом картера редуктора и торцом выточки в крышке 6. Шайба 4 прикреплена к торцу вала болтами.
В крышке картера редуктора имеется смотровой люк, закрытый крышкой 11.
Червяк 21 установлен в картере 13 редуктора на двух конических роликовых подшипниках.
Подшипники закрыты крышками 14 и 22. В крышку 14 запрессована манжета 18. Крышки подшипников прикреплены к картеру редуктора болтами.
На заднем конце вала червяка установлены барабан 15 автоматического тормоза редуктора лебедки и фланец 16 крепления карданного вала.
Барабан тормоза смонтирован на шпонке, а фланец — на шлицах; от осевых перемещений они закреплены гайкой. Барабан тормоза закрыт крышкой. В крышке имеется войлочная манжета 17, предотвращающая попадание грязи в тормоз.
Между торцом внутреннего кольца подшипника и торцом ступицы барабана тормоза расположено уплотнительное кольцо из меди или паронита.
Торможение барабана осуществляется лентой 9 тормоза с фрикционной накладкой. Один конец ленты тормоза закреплен в стенке крышки подшипника жестко, а другой — подвижно через пружину.
Пружина затягивает ленту в направлении, противоположном вращению вала червяка при наматывании троса лебедки. Лента под действием силы трения сжимает пружину, что приводит к ослаблению нажатия ленты на барабан, т. есть к уменьшению торможения
Вследствие жесткого закрепления противоположного конца ленты при обратном вращении под действием силы трения происходит самозатягивание ленты, вызывающее притормаживание червяка.
При небольшой частоте вращения вала червяка усилие торможения, создаваемое автоматическим тормозом, незначительно и не препятствует разматыванию троса.
В случае среза в результате перегрузки предохранительного пальца, когда барабан лебедки начинает вращаться в обратном направлении с повышенной частотой вращения, действие тормоза становится значительным и служит дополнением к самотормозящему действию червячной передачи, препятствующему быстрому вращению барабана лебедки и разматыванию троса.
Натяжение ленты тормоза регулируется гайкой 24.
При вращении гайки по часовой стрелке нажимное усилие пружины увеличивается. Тормоз должен быть отрегулирован так, чтобы при разматывании троса чрезмерно не нагревался его барабан
К нижней полке переднего буфера и задней поперечине лебедки болтами прикреплены направляющие троса лебедки.
Спереди между направляющими установлены направляющий ролик троса лебедки и штанга, удерживающая трос от выпадения.
Ролик вращается на оси, закрепленной гайками в направляющих. Смазывают подшипники роликов через масленку, установленную в левом конце оси ролика.
Карданный вал лебедки (рис.3) трубчатый, с двумя шарнирами. На переднем конце карданного вала установлена вилка с предохранительным штифтом, на заднем на шлицах, установлена скользящая вилка.
При увеличении нагрузки выше предельной штифт срезается, предохраняя детали лебедки от поломки.
Техническое обслуживание лебедки заключается в проверке и подтяжке всех деталей крепления, смазывании подшипников, смене масла в редукторе, проверке качества уплотнений, регулировке подшипников, проверке и регулировании осевого зазора вала барабана и зацепления червячной передачи
Картер редуктора лебедки заправляют маслом через люк в верхней части редуктора до уровня контрольно-заливного отверстия.
После 15—20 подтягиваний автомобиля надо проверять уровень масла.
При необходимости следует добавлять масло до уровня контрольного отверстия. Масло в редукторе следует менять в сроки, указанные в карте смазывания.
Шарниры, шлицевые соединения карданных валов привода лебедки, подшипники вала барабана и направляющего ролика надо смазать согласно карте смазывания.
Демонтаж лебедки с автомобиля
Отсоединить карданную передачу. Освободить от крепления кронштейны 9 (рис. 4) и снять их вместе с направляющим роликом 14 и направляющей штангой 13 троса.
Отвернуть болты крепления предохранительной скобы 4 лебедки к передней поперечине 15 лебедки и снять скобу.
Освободить от крепления съемные кронштейны 2 переднего буфера. Отвернуть болты крепления кронштейнов переднего буфера к раме и болты крепления передней поперечины лебедки к переднему буферу.
Отвернуть болты крепления переднего буфера к кронштейнам крепления переднего буфера 8. С помощью подъемника снять передний буфер в сборе с лебедкой и отсоединить ее от буфера. Установить лебедку на подставку для разборки.
Перед разборкой следует очистить лебедку от грязи и пыли, промыть в обезжиривающем растворе и обдуть сжатым воздухом. Разборку лебедки проводят в исключительных случаях, так как она работает непостоянно и детали ее интенсивного износа не имеют.
Разборка лебедки
Снятие барабана.
Размотать трос, отвернуть болты крепления траверсы 10 к поперечинам лебедки, снять шплинт и выбить палец 12 вилки включения барабана лебедки, после чего снять траверсу, колодку 11 тормоза, муфту включения лебедки, вынуть из пазов вала шпонки, снять барабан 16 троса лебедки (рис. 5).
При разборке запрещается снимать барабан 15 (см. рис. 2) тормоза червяка лебедки ввертыванием болтов до упора в манжету, что приводит к ее повреждению и потере герметичности.
Для того чтобы болты не упирались в манжету, следует ввернуть болты на 7— 8 мм, съемником зацепить за болты и снять барабан.
Разборка редуктора лебедки
Отвернуть болты и снять крышки 6 и 26 (см. рис. 2).
Расшплинтовать и отвернуть установочные болты вала 7 барабана и снять установочную шайбу 4 и регулировочные прокладки 8.
Отвернуть болты крепления и снять крышку 12 картера 13 редуктора.
Снять вал 7 барабана в сборе с червячным колесом 3.
Расстопорить гайку крепления фланца 16 вала червяка 21 редуктора, отвернуть гайку, снять шайбу и фланец вручную.
Если фланец вручную не снимается, воспользоваться съемником мод. 20П-7968.
Отвернуть болты крепления крышки автоматического тормоза редуктора лебедки, снять крышку с манжетой 17 в сборе и упорную шайбу.
Отвернуть болты крышки 10 пружины 23 и снять крышку. Отвернуть гайки ленты тормоза и снять ленту 9.
Снять с помощью съемника барабан 15 тормоза с манжетой.
Способ снятия барабана тормоза лебедки показан на рис. 5.
Отвернуть болты крепления и снять крышки 14 и 22 с прокладками (см. рис. 2).
Установить картер 13 редуктора в сборе с червяком на пресс и выпрессовать вал червяка в сборе с кольцами подшипников (рис. 7).
При этом выпрессовывается одно наружное кольцо подшипника. При необходимости может быть выпрессовано другое кольцо с помощью оправки или съемника.
Спрессовать с вала червяка внутренние кольца подшипников с помощью съемника мод. 20П-7968 (рис.6).
Снять подшипники 2 (см. рис. 2) вала барабана лебедки, выпрессовать штифт, соединяющий вал 7 и червячное колесо 3.
Установить червячное колесо под пресс на пустотелую подставку, направив через нее вал барабана, затем выпрессовать вал из ступицы червячного колеса (рис. 9) и вынуть шпонки из пазов вала.
Разборка карданной передачи лебедки
Разборка карданной передачи лебедки проводится аналогично разборке карданной передачи автомобиля.
Устройство карданной передачи лебедки показано на рис. 3
Детали лебедки
При наличии трещин и обломов на картере редуктора, крышках и других деталях лебедки их следует заменить.
Допускается заварка нескольких трещин на деталях из серого и ковкого чугуна. Повреждение резьбы на деталях лебедки допускается не более двух ниток.
Изношенные отверстия в картере редуктора под наружные кольца подшипников следует отремонтировать постановкой ремонтных втулок.
Несоосность расточенного отверстия картера и отверстия ремонтной втулки под подшипник допускается не более 0,05 мм.
Неперпендикулярность торцов картера редуктора под крышки подшипников относительно поверхности отверстий под подшипники допускается не более 0,08 мм.
Изношенные шейки валов и осей сверхдопустимых размеров могут быть отремонтированы хромированием с последующей обработкой под номинальные размеры.
Валы, имеющие изгиб или скручивание, подлежат замене.
Биение шеек вала червяка под подшипник допускается не более 0,05 мм. Биение торцовых поверхностей вала червяка в местах сопряжения с подшипниками не более 0,03 мм.
Биение торца венца червячного колеса (при установке вала на опоры) не более 0,12 мм. Биение торца вала, установленного шейками на опоры, не более 0,06 мм.
Подшипники, имеющие повышенные люфты, трещины колец, забоины и коррозийные пятна на рабочих поверхностях, следует заменить.
На фланцах не должно быть повреждений сопрягаемых поверхностей. Забоины на поверхности фланца или на тормозном барабане следует устранить зачисткой.
При наличии в механизме включения барабана износа лапок вилки или износа паза в скользящей муфте сверхдопустимых размеров их следует заменить.
Погнутая вилка может быть отремонтирована правкой. При поломке или износе зуба червяка или зуба венца червячного колеса сверхдопустимых размеров их следует заменить.
Изношенные сверхдопустимых размеров втулки и фрикционные накладки тормозов подлежат замене.
Несоосность внутренних поверхностей втулок трубы направляющего ролика троса допускается не более 0,1 мм.
Сборка и регулировка лебедки
детали лебедки перед сборкой должны быть промыты в обезжиривающем растворе, продуты сжатым воздухом и проверены на пригодность к сборке. Манжеты, уплотнители и прокладки в случае порчи должны быть заменены новыми.
Сборка лебедки проводится в порядке, обратном разборке.
Перед запрессовкой манжеты крышки подшипника червяка редуктора, наружную поверхность кожуха манжеты и гнездо манжеты следует смазать тонким слоем клея АК-20.
При установке крышек подшипников редуктора должны быть отрегулированы конические роликовые подшипники с предварительным натягом.
Момент, необходимый для проворачивания вала червяка в подшипниках, должен быть равен 0,1—0,6 Нм.
После регулировки вал червяка должен свободно проворачиваться при полностью затянутых болтах крышек подшипников, но не иметь осевого зазора.
Регулировка конических подшипников проводится с помощью регулировочных прокладок, подкладываемых под фланец крышек.
Если вал червяка вращается слишком свободно или имеет осевой зазор, надо удалить часть прокладок равной толщины из-под передней и задней крышек подшипников; если вал червяка вращается с моментом более 0,6 Нм, следует добавить прокладки равной толщины под обе крышки подшипников.
Количество прокладок под задней и передней крышками подшипников должно быть приблизительно одинаковым или иметь разность толщины прокладок не более 0,1 мм.
Изменять толщину прокладок под крышками можно только при регулировке зацепления зубьев червячной передачи.
Регулировка конических подшипников редуктора проводится до установки в редуктор червячного колеса в сборе с валом, фланца и барабана тормоза.
После регулировки тормоза болты, прокладки и гайки крепления барабана тормоза следует ставить на клей АК-20.
После установки червячного колеса на вал лебедки следует запрессовать и закернить штифт.
Перед установкой вала барабана с червячным колесом в сборе следует проверить износ втулок и шеек вала барабана.
Допустимый зазор между диаметром втулок и шейками не должен превышать 0,6 мм.
При большем зазоре втулки должны быть заменены. Установочный штифт втулки не должен выступать за пределы поверхности внутреннего диаметра втулки.
После установки на вал барабана механизма включения и траверсы следует закрепить установочную шайбу и отрегулировать осевое перемещение вала.
Вал должен вращаться свободно, но не должен иметь осевой зазор более 0,1 мм (при измерении индикатором на левом торце вала барабана) при перемещении колеса в осевом направлении.
После регулировки подшипников вала червяка и регулировки осевого зазора вала барабана рекомендуется проверить правильность зацепления зубьев червячного колеса и червяка на «краску» по пятну контакта.
При правильно отрегулированной передаче пятно контакта на рабочей стороне зуба червячного колеса должно соответствовать пятну, показанному на рис. 10.
Правильное расположение пятна контакта относительно оси симметрии зуба достигается соответствующим перемещением вала барабана с червячным колесом в противоположную сторону смещению пятна контакта.
Чтобы сместить червячное колесо с валом барабана вправо или влево, следует снять или добавить часть прокладок под торец опорной шайбы
Регулировка величины пятна контакта по высоте зуба достигается перемещением червяка относительно червячного колеса для этого нужно переложить прокладки из-под крышки подшипника с одной стороны на другую, не меняя предварительного натяга в подшипниках.
Червячная передача может работать надежно только при условии правильного зацепления.
Неправильная регулировка является причиной сильного нагрева редуктора.
При установке автоматического тормоза должна быть проведена его регулировка.
Результат регулировки должен быть проверен в процессе разматывания троса, при этом барабан тормоза не должен сильно нагреваться от трения тормозной ленты.
Слабое дымление тормозной ленты при приработке не может служить браковочным признаком.
Натяжение ленты тормоза регулируют гайкой (рис. 11), при вращении которой в правую сторону сила натяжения ленты и торможения увеличивается.
Для проверки затяжки тормоза червяка допускается снятие крышки тормоза редуктора и крышки пружины перед намоткой троса на барабан.
Зазор между витками пружины ленты тормоза должен быть в пределах 1—1,5 мм.
После сборки лебедки нужно проверить работу механизма включения барабана лебедки.
При выключении муфты тормозная колодка 2 (рис. 12) при вращении барабана должна притормаживать барабан 1, что будет предотвращать возможность самораспускания троса при разматывании вручную.
Тормоз регулируют натяжением или ослаблением пружины нажимного болта 3 при помощи гайки с контргайкой, а при необходимости (когда усилия пружины недостаточно) — перемещением этого болта путем ввертывания или вывертывания направляющего нажимного болта.
Давление пружины тормоза отрегулировано правильно, если трос разматывается под действием усилия руки без самораспускания.
При установке направляющего ролика троса лебедки гайку крепления ролика затянуть, прикладывая крутящий момент 120 Нм, и загнуть кромки в паз.
Установка лебедки на автомобиль
Закрепить на лебедке переднюю и заднюю поперечины. Соединить передний буфер с передней поперечиной лебедки.
Установить лебедку в сборе с передним буфером на раму автомобиля с помощью подъемного приспособления и закрепить заднюю поперечину лебедки к первой поперечине рамы, а буфер в сборе со съемными кронштейнами — к лонжеронам рамы.
Закрепить предохранительную скобу на передней поперечине лебедки и первой поперечине рамы одновременно с задней поперечиной лебедки.
Закрепить снизу кронштейн направляющего ролика троса на переднем буфере и задней поперечине лебедки.
Присоединить карданную передачу к фланцам редуктора и коробке отбора мощности, установленной на люке коробки передач.
Проверить правильность положения рычага коробки отбора мощности; при необходимости провести регулировку.
Пустить двигатель, включая передачи коробки отбора мощности, проверить работу лебедки.