Проверка углов установки колес обязательна, если проводилась замена или ремонт деталей подвески, которые могут изменить установку колес
Контроль и регулировку углов установки колес проводите на автомобиле под статической нагрузкой 3140 Н (320 кгс) (четыре человека и 40 кг в багажнике).
Контроль и регулировку углов установки передних колес рекомендуется проводить на станции технического обслуживания.
Автомобиль устанавливают на горизонтальную площадку и нагружают в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. (Проверка и регулировка углов на ненагруженном автомобиле допустимы, но дают менее точные результаты.)
Перед этим следует убедиться, что давление в шинах соответствует норме, износ протектора на левом и правом колесе примерно одинаков, отсутствует люфт в подшипниках и рулевом управлении, колесные диски не деформированы (радиальное биение – не более 0,7 мм, осевое – не более 1 мм).
Углы установки колес должны иметь следующие значения:
- - развал -0° 30´ ± 20´
- - продольный угол наклона оси поворота 3° 30´ ± 30´
- - схождение -3 ± 1 мм.
Перед регулировкой углов установки колес проверьте:
- - давление воздуха в шинах;
- - осевой зазор в подшипниках ступиц передних колес;
- - исправность амортизаторов (отсутствие заклинивания штоков);
- - радиальное и осевое биение шин;
- - зазор в шаровых шарнирах подвески;
- - свободный ход рулевого колеса.
Обнаруженные неисправности устраните и проводите необходимые регулировки.
После установки автомобиля на стенд, непосредственно перед контролем углов необходимо «прожать» подвеску автомобиля, прикладывая 2-3 раза усилие в 392-490 Н (40-50 кгс) (направленное сверху вниз), сначала на задний бампер, а потом — на передний.
Очередность проверки и регулировки колес должна быть следующей:
- 1. Угол продольного наклона оси поворота
- 2. Угол развала
- 3. Схождение
Угол продольного наклона оси поворота
Угол продольного наклона оси – угол между вертикалью и проекцией линии, проходящей через центры шаровых опор, на плоскость, параллельную продольной оси автомобиля.
Он способствует стабилизации управляемых колес в направлении прямолинейного движения.
Этот угол регулируется изменением количества регулировочных шайб на болтах крепления оси верхнего рычага.
При удалении шайб с заднего болта или при добавлении на передний он увеличивается, при обратной перестановке – уменьшается.
Симптомы отклонения величины угла от нормы: увод автомобиля в сторону при движении, разные усилия на рулевом колесе в левом и правом поворотах, односторонний износ протектора шин.
Если при проверке величина угла не будет соответствовать данным, приведенным выше, необходимо изменить количество регулировочных шайб, установленных между осью верхнего рычага и кронштейном поперечины.
Изменение углов развала и продольного наклона оси поворота при изменении количества шайб толщиной 0,75 мм на болтах крепления оси верхнего рычага
Данные приведены для шайб толщиной 0,75 мм. Плюс — добавление шайбы, минус — снятие шайбы.
Для регулировки угла продольного наклона оси поворота:
- отверните гайки крепления оси верхнего рычага передней подвески и переставьте шайбы с одного болта на другой до получения нормального значения угла.
Угол продольного наклона оси поворота увеличивается при перестановке шайб с заднего болта на передний и уменьшается при обратной перестановке;
- заверните гайки динамометрическим ключом и проверьте правильность угла продольного наклона оси поворота.
Угол развала передних колес
Угол развала колес – угол между плоскостью вращения колеса в положении «прямо» и вертикалью.
Он способствует правильному положению катящегося колеса при работе подвески. Угол регулируется изменением количества шайб на болтах крепления оси верхнего рычага.
Для уменьшения развала снимают с обоих болтов равное количество шайб (пакеты шайб равной толщины), для увеличения – добавляют.
На заводе на каждый болт ставят по одной шайбе толщиной 3 мм, остальные шайбы – 0,75 мм. При необходимости удаляют толстые шайбы.
Если все шайбы удалены, но отрегулировать углы не удается, проверьте состояние резинометаллических шарниров и поперечины подвески: расстояние между наружными поверхностями кронштейнов поперечины возле болтов крепления осей верхних рычагов должно быть 736±1,5 мм.
Если это не так, замените поперечину, проверьте геометрию кузова на СТО.
При сильном отклонении развала от нормы возможен увод автомобиля от прямолинейного движения и односторонний износ протектора.
Если угол развала отличается о нормы, то необходимо отрегулировать его, изменив количество шайб, установленных между осью верхнего рычага и кронштейном поперечины.
Для уменьшения угла развала снимите с обоих болтов одинаковое количество шайб, а для увеличения — добавьте.
Схождение передних колес
Схождение колес – угол между плоскостью вращения колеса и продольной осью автомобиля. Иногда этот угол измеряется как разность расстояний А и Б (см. рисунок).
Схождение способствует правильному положению управляемых колес при различных скоростях движения и углах поворота автомобиля.
Угол регулируется изменением длины боковых рулевых тяг вращением регулировочных муфт при ослабленных стяжных хомутах.
Перед регулировкой сошку рулевого механизма устанавливают в среднее положение (спицы рулевого колеса стоят горизонтально).
Признаки отклонения схождения от нормы: сильный пилообразный износ шин (даже при небольших отклонениях), визг шин в повороте, повышенный расход топлива из-за большого сопротивления качению передних колес (выбег автомобиля намного меньше положенного).
Если величина схождения отличается от нормы, то необходимо ослабить стяжные хомутики боковых тяг и ключом 67.7813.9504 повернуть обе муфты на одинаковую величину в противоположных направлениях; таким образом, муфты навертываются или отвертываются и изменяют длину боковых тяг.
Выполнив регулировку, установите стяжные хомутики прорезью назад, с допустимым отклонением вниз на 60° к горизонтальной плоскости автомобиля.
При затянутых гайках кромки прорезей стяжных хомутиков не должны соприкасаться.
После регулировки схождения колес, проверьте, нет ли задевания колес и деталей рулевого привода за смежные детали подвески и кузова.
Для этого поверните до отказа колеса в обе стороны до упора сошки в болты крепления картера рулевого механизма.