Снятие датчиков системы управления двигателем в основном связано с изменением в работе двигателя
Некоторые дефекты в работе двигателя могут зависить от работы как одного, так и нескольких датчиков. Выявить дефектный датчик довольно трудно, если он отказал не совсем.
В некоторых случаях при отказе какого то датчика, контроллер позволяет работу двигателя
Снятие и проверка датчика положения коленчатого вала рассмотрено в статье – «Снятие датчика положения коленчатого вала ВАЗ-2110».
Снятие контроллера и предохранителей СУД рассмотрено в статье – «Снятие контроллера СУД автомобиля ВАЗ-2110».
Снятие датчика фаз двигателя ВАЗ-2112
Датчик фаз установлен на головке блока цилиндров. Принцип его действия основан на эффекте Холла.
На двигателе ВАЗ-2112 на шкиве впускного распределительного вала находится диск с прорезью в ободе.
Обод проходит через паз в датчике.
Когда прорезь диска попадает в паз датчика, он выдает на контроллер отрицательный импульс, соответствующий положению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия.
При выходе из строя датчика фаз контроллер переходит в режим распределенного (нефазированного) впрыска топлива.
При выключенном зажигании отсоединяем разъем датчика
Головкой "на 10" отворачиваем два болта крепления датчика фаз.
Снимаем датчик
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.
Вставляем датчик аккуратно, стараясь не повредить уплотнительное кольцо. Затягиваем болты крепления моментом 8–10 Нм
Снятие датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в выпускной патрубок на головке блока цилиндров. Он представляет собой терморезистор.
Контроллер подает на датчик стабилизированное напряжение +5 В через резистор и по падению напряжения рассчитывает состав смеси.
Работу проводим на холодном двигателе. Частично сливаем охлаждающую жидкость.
Выключив зажигание, отсоединяем разъем датчика.
Ключом на 19 отворачиваем датчик температуры охлаждающей жидкости.
Снимаем датчик вместе с уплотнительным кольцом
Для проверки опускаем датчик в сосуд с охлаждающей жидкостью и подогреваем его.
Температуру контролируем по термометру
Измеряем сопротивление датчика при разных температурах.
Сравниваем полученные результаты с табличными.
T °C
|
Сопротивление, Ом |
100 |
177 |
80 |
332 |
60 |
667 |
40 |
1459 |
20 |
3520 |
0 |
9420 |
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.
Момент затяжки датчика 9–15 Нм. Доливаем до нормы охлаждающую жидкость.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
Установлен на оси дроссельной заслонки и представляет собой потенциометр. На один конец его обмотки подается стабилизированное напряжение +5 В, а другой соединен с "массой". С третьего вывода потенциометра (ползунка) снимается сигнал для контроллера.
Для проверки датчика включите зажигание и измерьте напряжение между массой и выводом ползунка (не отключайте разъем – провода можно проколоть тонкими иглами, подключенными к выводам вольтметра) - оно должно быть не более 0,7 В.
Поворачивая рукой пластмассовый сектор, полностью откройте дроссельную заслонку и вновь измерьте напряжение - оно должно быть более 4 В.
Выключите зажигание, отсоедините разъем, подключите омметр между выводом ползунка и любым из двух оставшихся.
Медленно поворачивайте сектор рукой, следя за показаниями стрелки.
На всем диапазоне рабочего хода скачков быть не должно. Иначе замените датчик.
При выходе из строя ДПДЗ его функции берет на себя датчик массового расхода воздуха. При этом обороты хода не опускаются ниже 1500 мин -1.
Снятие датчика положения дроссельной заслонки
При выключенном зажигании отсоединяем электрический разъем датчика
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления датчика к дроссельному узлу
Снимаем датчик с прокладкой
Устанавливаем датчик на дроссельный узел в обратной последовательности. При этом дроссельная заслонка должна находиться в закрытом положении
Винты затягиваем моментом 2 Нм.
Датчик массового расхода воздуха
Расположен между воздушным фильтром и впускным шлангом.
Он состоит из двух датчиков (рабочего и контрольного) и нагревательного резистора.
Проходящий воздух охлаждает один из датчиков, а электронный модуль преобразует разность температур датчиков в выходной сигнал для контроллера.
В разных вариантах систем впрыска применяются датчики двух типов – с частотным или амплитудным выходным сигналом.
В первом случае в зависимости от расхода воздуха меняется частота, во втором случае – напряжение.
При выходе из строя датчика массового расхода воздуха его функции берет на себя ДПДЗ.
Снятие датчика массового расхода воздуха
Выключив зажигание, отсоединяем электрический разъем датчика.
Отсоединив шланг впускной трубы, ключом на 10 отворачиваем два болта крепления датчика к корпусу воздушного фильтра
Снимаем датчик массового расхода воздуха
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.
Момент затяжки болтов 8–11 Нм.
Датчик детонации
Одноконтактный датчик детонации ввернут в верхнюю часть блока цилиндров, двухконтактный датчик крепится на шпильке.
Действие датчика основано на пьезоэффекте: при сжатии пьезоэлектрической пластинки на ее концах возникает разность потенциалов. При детонации в датчике образуются импульсы напряжения, по которым контроллер регулирует опережение зажигания.
Снятие датчика детонации
На двигателях ВАЗ-2111, -2112 могут быть установлены два типа датчиков: одноконтактный и двухконтактный.
Для снятия двухконтактного датчика отсоединяем электрический разъем при выключенном зажигании (для наглядности операцию выполняем на демонтированном двигателе).
Ключом на 13 отворачиваем гайку крепления датчика
Снимаем шайбу и датчик со шпильки.
Чтобы снять одноконтактный датчик детонации, отсоединяем электрический разъем.
Ключом "на 22" отворачиваем датчик и снимаем его.
Для проверки датчика подсоединяем к его контакту и корпусу тестер.
Слегка постукивая оправкой из мягкого металла по резьбовой части датчика, измеряем импульс напряжения.
В зависимости от интенсивности ударов у исправного датчика импульс напряжения меняется в пределах 40–200 мВ
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.
Момент затяжки 20–25 Нм.
Датчик кислорода (лямбда-зонд)
Установлен в приемной трубе системы выпуска отработавших газов. Кислород, содержащийся в отработавших газах, создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 0,1 В (много кислорода – бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода – богатая смесь).
По сигналу от датчика кислорода контроллер корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав отработавших газов был оптимальным для эффективной работы нейтрализатора (напряжение кислородного датчика – около 0,5 В).
Для нормальный работы датчик кислорода должен иметь температуру не ниже 360°С, поэтому для быстрого прогрева после запуска двигателя в него встроен нагревательный элемент.
Контроллер постоянно выдает в цепь датчика кислорода стабилизированное опорное напряжение 0,45±0,10 В.
Пока датчик не прогрет, опорное напряжение остается неизменным.
При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике.
Как только датчик прогреется, он начинает изменять опорное напряжение.
Тогда контроллер отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика кислорода.
Снятие датчика кислорода
Работу проводим на смотровой канаве или подъемнике.
Отсоединяем разъем кислородного датчика и ключом на 22 отворачиваем датчик
При установке датчика не допускаем попадания смазки или грязи на разъем жгута проводов и наконечник датчика с прорезями.
Заворачиваем датчик моментом 30–45 Нм.
СО-потенциометр
Установлен в салоне на левом щитке облицовки тоннеля пола и представляет собой переменный резистор.
СО-потенциометр служит для регулировки уровня СО в отработавших газах двигателей, не оснащенных каталитическим нейтрализатором.
Снятие CO-потенциометра
Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления левого щитка облицовки тоннеля пола.
Снимаем щиток.
Сжав пружинный фиксатор, отсоединяем разъем СО-потенциометра.
Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления потенциометра к щитку.
Снимаем СО-потенциометр.
Устанавливаем СО-потенциометр в обратной последовательности
Регулируется содержание СО в отработавших газах (с помощью газоанализатора) вращением потенциометра
Датчик скорости автомобиля
Установлен на коробке передач на приводе спидометра.
Принцип его действия основан на эффекте Холла.
Датчик выдает на контроллер прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1 В, верхний – не менее 5 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. 6 импульсов датчика соответствуют 1 м пути автомобиля.
Контроллер определяет скорость автомобиля по частоте импульсов.
Снятие датчика скорости
При выключенном зажигании отсоединяем разъем проводов от датчика
Ключом на 22 отворачиваем датчик скорости
Снимаем датчик скорости
Устанавливаем датчик в обратной последовательности.
Момент затяжки 8–10 Нм.