Представляет собой миникомпьютер специального назначения.
Он содержит три вида памяти – оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ) и электрически программируемое запоминающее устройство (ЭПЗУ)
ОЗУ используется компьютером для хранения текущей информации о работе двигателя и ее обработки.
Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима, т.е. при отключении питания ее содержимое стирается.
ППЗУ содержит собственно программу (алгоритм) работы компьютера и калибровочные данные (настройки).
Таким образом, ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя: характер изменения момента и мощности, расход топлива и т.п. ППЗУ энергонезависимо, т.е. его содержимое не изменяется при отключении питания.
ППЗУ устанавливается в разъем на плате контроллера и может быть заменено (при выходе из строя контроллера исправное ППЗУ можно переставить на новый контроллер).
В ЭПЗУ записываются коды иммобилайзера при "обучении" ключей. Эта память также энергонезависима.
Три предохранителя (на 15 А каждый) и три реле системы впрыска (главное, электробензонасоса и электровентилятора системы охлаждения) находятся под консолью панели приборов рядом с контроллером.
Один предохранитель защищает цепь питания системы впрыска (вход неотключаемого напряжения), второй – контакты главного реле, третий – контакты реле электробензонасоса.
На системах впрыска ранних выпусков назначение предохранителей может быть иным.
Силовые контакты главного реле замыкаются при включении зажигания.
После этого "плюс" подается к обмоткам реле электробензонасоса и электровентилятора системы охлаждения (включение реле – по команде контроллера), клапану продувки адсорбера и форсункам (их включение – также по команде контроллера), датчикам системы впрыска.
Отсоединяем «минусовой» провод от аккумулятора.
Снимаем правый щиток облицовки тоннеля пола.
Поддеваем отверткой запорную скобу разъема контроллера (для наглядности панель приборов снята).
Отсоединяем разъем жгута проводов от контроллера.
Ключом "на 10" ослабляем три гайки крепления изоляционной проставки к кронштейну.
Сдвигая контроллер вперед и вверх, вынимаем его вместе с изоляционной проставкой.
Крестообразной отверткой отворачиваем четыре винта крепления контроллера к проставке и снимаем контроллер
Щипцами вынимаем предохранители системы управления двигателем.
Отвернув ключом "на 10" гайки крепления, снимаем реле системы управления двигателем
Устанавливаем реле и контроллер в обратной последовательности.
Контроллеры устанавливаются в зависимости от двигателя и в зависимости от системы управления двигателем.
Для восьмиклапанных двигателей ВАЗ-2111 устанавливаются контроллеры типа:
- GM маркировки 2111-1411020-20;
- "Январь-4.1" маркировки 2111-1411020-22;
- М 1.5.4 маркировки 2111-1411020-00;
- М 1.5.4 N или "Январь-5.1" маркировки 2111-1411020-60 или 2111-1411020-61;
- М 1.5.4 N или "Январь-5.1.1" маркировки 2111-1411020-70 или 2111-1411020-71;
- МР 7.0 маркировки 2111-1411020-40.
Для шестнадцатиклапанных двигателей ВАЗ-2112:
- "Январь-4.1" маркировка 2112-1411020-01;
- М 1.5.4 N или Январь-5.1" маркировка 2112-1411020-40 или 2112-1411020-41;
- М 1.5.4 N или "Январь-5.1.2" маркировка 2112-1411020-70 или 2112-1411020-71.