Схема смазочной системы показана на рис. 1.
Давление масла в смазочной системе прогретого двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала 550–650 мин -1
- – для двигателей моделей 414, 4178; 700–750 мин -1
- – для двигателей модели 4218) на холостом ходу при открытом кранике масляного радиатора должно быть не менее 39 кПа (0,4 кгс/см 2);
- - на непрогретом двигателе давление может достигать 441–490 кПа (4,5–5,0 кгс/см 2);
- - при скорости автомобиля 45 км/ч давление должно быть 196–392 кПа (2,0– 4,0 кгс/см 2), а в жаркую летнюю погоду не менее 147 кПа (1,5 кгс/см 2).
Давление в смазочной системе менее указанных величин свидетельствует о неисправности в двигателе.
Работа двигателя при этом должна быть прекращена до устранения неисправности
Для охлаждения масла в смазочной системе установлен масляный радиатор, который включают, открывая кран, при температуре воздуха выше 20°С.
При более низких температурах радиатор должен быть отключен.
Однако, независимо от температуры воздуха, при движении в тяжелых условиях (с большой нагрузкой и высокой частотой вращения коленчатого вала двигателя) также необходимо открывать кран масляного радиатора.
Уровень масла в картере двигателя поддерживайте вблизи метки «П» маслоизмерительного стержня 3 (см. рис. 2).
Замеряйте уровень масла через 2–3 мин после остановки прогретого двигателя.
Не наливайте масло выше метки «П», так как это приведет к увеличению разбрызгивания масла и, как следствие, к закоксовыванию колец, нагарообразованию в камере сгорания головки блока цилиндров и на днищах поршней, течи масла через сальники и прокладки.
Понижение уровня масла ниже метки «О» может вывести из строя подшипники двигателя.
При перепаде давления масла 58–73 кПа (0,6–0,7 кгс/см 2) до фильтра и после него.
Для замены фильтра отверните его вращением против часовой стрелки.
При установке масляного фильтра следите за тем, чтобы резиновая уплотнительная прокладка находилась в специальном пазу корпуса фильтра.
При эксплуатации автомобиля следите за работой датчиков давления масла. Датчик аварийного давления масла срабатывает при падении давления в системе до 39–78 кПа (0,4–0,8 кгс/см 2).
При включении зажигания лампа аварийного давления масла загорается, а после пуска двигателя гаснет.
Горение лампы на рабочих режимах указывает на неисправность датчика или смазочной системы двигателя.
При повышенном расходе масла (и отсутствии течи) проверьте исправность системы вентиляции картера (рис. 3) и состояние уплотнительных колпачков, клапанов и цилиндро-поршневой группы.