Устранение повреждений кузова синтетическими материалами

Устранение повреждений на кузове с применением синтетических материалов осуществляют двумя методами: заполне­нием и напылением.

Для заделки вмятин и сквозных коррозионных повреждений заполнением используют композиции на основе эпоксидных смол

Метод напыле­ния получил широкое распространение при выравнивании неровностей на повер­хностях кузова.

Ремонт кузовов заполнением синтети­ческим материалом.

Ремонт кузова с ис­пользованием эпоксидных смол относи­тельно прост и не требует сложной осна­стки.

Однако следует иметь в виду, что не, все дефекты кузова можно устранять с помощью клеевых составов.

При больших деформациях, разрывах, трещинах и коррозии в нагруженных местах кузова сна­чала выполняют сварочные и жестяниц­кие работы.

Таблица

Составы композиций для ремонта кузовов

Компоненты

 

Содержание компонента в составе,

масс, доли

 

 

№ 1

№2

№3

№4

№5

№6

Эпоксидная смола ЭД-16

100

ЭД-20

100

100

100

100

100

Дибутилфталат

20 — 25

15

20

20

20

20

Графит

45

50

Алюминиевая пудра

5

Молотая слюда

100—150

20

50

40

Стальной или чугунный порошок

150

60

Полиэтиленполиамин

11 — 12

10

10 — 11

10 — 11

10

10

При выборе клеевого состава следует иметь в виду, что если не требуется поста­новка накладок, то поверхность восста­навливают пастообразным клеящим со­ставом с применением порошковых или волокнистых наполнителей.

В случае по­становки накладок (заделка трещин, пробоин, сквозной коррозии) применяют жид­кий клеевой состав для пропитки тканей, которые являются наполнителями.

Для удаления повреждений на кузове применяют эпоксидные или полиэфирные смолы. Эпоксидные смолы используют как при постановке ремонтных деталей, так и для устранения небольших вмятин.

Поли­эфирными шпатлевками типа "Хемпропол-И" или ПЭ-0085 выравнивают лице­вые поверхности деталей кузовов при на­личии мелких вмятин или после рихтовки.

установка накладок из стеклоткани

Приклеивание ремонтной детали из ткани эпоксидным клеем при ремонте ку­зова включает ряд операций.

Подготовка дефектных участков к ре­монту предусматривает тщательную очи­стку поверхности от загрязнений, шерохование наждачным полотном зернистостью 60 — 80 или шлифовальным диском на фибровой основе и обезжиривание про­тиркой ветошью, смоченной в органическом растворителе (ацетон, бензин Б-70 и др.).

Шероховатость металлической по­верхности в пределах 4 — 5 классов спо­собствует лучшему сцеплению с полимер­ным покрытием.

Размеры и форма обраба­тываемой поверхности определяются площадью дефектного участка. Однако при­пуск должен быть не менее 60 мм при наложении 3 —4 слоев накладки. Обез­жиривание ацетоном выполняют 2 — 3 ра­за. После протирки поверхность провет­ривают на воздухе в течение 3 — 5 мин.

Подготовка накладки состоит в изго­товлении 3 — 4 кусков из ткани (хлопча­тобумажной, льняной, стеклоткань) по форме дефектного места, но отличающих­ся размерами.

Первый кусок ткани должен иметь размеры с припуском 20 мм по кон­туру от края дефекта, второй — 40 мм, а площадь третьего куска с припуском 60 мм должна полностью закрывать подготов­ленное место.

При использовании четы­рех слоев ткани подготовленную площадь делят на четыре части с припуском на сторону каждого куска ткани 15 мм.

Приготовление клеевого состава про­изводится на месте потребления и предус­матривает расчет количества составляю­щих компонентов, подготовку их и смеши­вание.

Количество компонентов в массо­вых отношениях определяют по табл. 8.5. Выбор состава определяют его назначени­ем и наличием исходных материалов.

Целесообразно готовить тройную смесь (смола, пластификатор, наполни­тель) при использовании клеевого состава для пропитки тканей и последующей за­делки пропитанной тканью различных де­фектов.

Для приготовления двойной смеси смолу ЭД-16 или ЭД-20 нагревают до 50— 60 °С, вводят в нее при тщательном пере­мешивании дибутилфталат и полученную смесь перемешивают в течение 5 — 6 мин до получения однородной массы.

Для приготовления эпоксидной шпат­левки в двойную смесь вводят соответст­вующий наполнитель, перемешивают в течение 5 мин, охлаждают до комнатной температуры и помещают в герметически закрывающийся сосуд.

Наполнители пе­ред введением в смолу подсушивают и контролируют, чтобы не было посторон­них включений, а размеры частиц не дол­жны быть более 75 — 100 мкм. Приготов­ленные смеси в закупоренной таре могут храниться при комнатной и пониженной температуре до одного года.

Отвердители вводят непосредственно перед употреблением в охлажденную двойную или тройную смесь по частям, чтобы не произошел самопроизвольный разогрев смеси, в результате чего может наступить быстрое ее отверждение.

Полиэтиленполиамин до его употребления на­гревают до температуры 105 — 110 °С для удаления влаги и выдерживают при этой температуре 3 ч. При добавлении отвердителя смесь тщательно перемешивают.

Наложение накладок и смолы выпол­няют после тщательного обезжиривания восстанавливаемой поверхности марле­вым тампоном с ацетоном.

Затем на рас­стоянии 15 — 20 мм по форме дефектного места наносят кистью клеевой состав без наполнителя и на этот слой устанавлива­ют пропитанную клеевым составом на­кладку наименьшего размера, прикатывая ее рифленым роликом, разглаживая рука­ми в резиновых перчатках для удаления воздушных пузырей и неровностей.

После насыщения первого слоя ткани аналогич­но накладывают второй и третий слои (рис. а). Каждый слой ткани полно­стью насыщают смолой и следят за тем, чтобы между слоями не было воздушных пузырей.

Для предотвращения деформации на­кладки из ткани при устранении сквозных повреждений больших размеров с внут­ренней стороны устанавливают стальную подкладку (рис. б), смазанную глице­рином.

По окончании процесса насыщения ткани эта подкладка легко удаляется, так как глицерин предотвращает ее прилипа­ние к смоле.

Устранение сквозных коррозионных повреждений небольших размеров произ­водят также наложением накладки с внутренней стороны кузова (рис. в). Нане­сение смолы выполняют сразу же после соединения с отвердителем.

Отверждение составов при температуре 18 — 25 °С происходит в течение 24 ч, а с повышением температу­ры процесс резко сокращается. Так, при температуре 40 ° С время отверждения со­ставляет 10 — 12 ч, 60 °С — 3 — 4 ч, 80 °С — 1,5 — 2 ч, 100 °С — 0,5 — 1 ч.

Отвердение смолы не пррисходит при температуре ни­же 12 — 15 °С. При нанесении слоя смолы или пасты на вертикальные поверхности для предупреждения их стекания накла­дывают сверху бумагу или кальку. Эта наклейка также способствует уплотнению клеевого состава.

Зачистка ремонтируемого места за­ключается в удалении излишков клеевого состава и выравнивании накладки или слоя пасты драчовым напильником, шли­фовальными кругами или наждачным по­лотном. Оставшиеся углубления на повер­хности устраняют шпатлеванием.

Шпатлевание поверхности кузова выполняют при наличии мелких вмятин или после рихтовки. Устранение дефектов с помощью полиэфирной шпатлевки типа "Хемпропол-11" или ПЭ-0085 осущест­вляют в следующем порядке:

смешивают основу шпатлевки с отвердителем в соотношении 30:1, используя при этом шпатель, перчатки и весы. Гото­вят шпатлевку в помещении при темпера­туре не ниже 18 °С. Приготовленная смесь должна быть использована в течение не более 10 мин. Хранят шпатлевку в герме­тичной таре в специально отведенном ме­сте. Нельзя готовить и наносить поли­эфирную шпатлевку на участке окраски.

Наносят приготовленную смесь шпате­лем одним или несколькими слоями на поверхность металла и выдерживают в те­чение 20 — 30 мин;

- производят механическую обработку зашпатлеванных поверхностей рихтовочной пилой, электромашиной типа "Элект­ра", машиной торцешлифовальной, шли­фовальным кругом типа 14А 16-11БА, шкуркой шлифовальной типа 14А 25-11 и 14А 16НМ.

Норма расхода шлифовальной шкурки на 1 м2 поверхности кузова со­ставляет 0,1 м2. Обработку выполняют в перчатках и респираторе. Толщина слоя шпатлевки после обработки не должна превышать 2 мм. Окончательные механи­ческие качества шпатлевка приобретает через 1 ч после нанесения.

Напыление синтетических материа­лов. Выравнивание поверхностей кузова напылением термопластика ТПФ-37 при помощи газопламенной установки УПН-6-63 производят в следующем порядке:

зачищают поверхность кузова на 100— 150 мм вокруг поврежденного уча­стка. Шероховатость создают шлифоваль­ной машинкой с диском на фибровой осно­ве 250X3X32 зернистостью 16 — 24, ме­таллической щеткой или шкуркой.

При зачистке сварочных швов, выступающих над поверхностью, их следует углубить молотком на 0,8 — 1 мм;

нагревают поврежденный участок по­верхности кузова горелкой до 160 — 180 ° С, что соответствует цвету светло-желтой побежалости. При нагреве металла кузова свыше 180 °С и появлении цвета синей побежалости поверхность вновь зачища­ют от окалины и производят вторичный нагрев до 180 °С;

выполняют газопламенное напыление поверхности порошком, используя газогенератор ГВР-3.

Первый напыленный слой должен быть хорошо расплавлен и иметь черный цвет, что достигается регулиров­кой мощности ацетилено-воздушного пла­мени. Наличие на металле порошка бело­го цвета свидетельствует о недостаточной его расплавленности.

Покрытия наносят при скорости пере­мещения горелки-распылителя около 1,5 м/мин. Первый тонкий слой порошка укатывают металлическим катком, нано­сят второй и последующие слои пластмас­сы до полного заполнения неровности с припуском 0,5 — 1 мм на зачистку.

Пласт­масса, на которую наносят последующие слои порошка, должна находиться в рас­плавленном вязко-текучем состоянии. Нельзя производить последующее напы­ление порошка на нерасплавленный свет­ло-серого цвета порошок, так как это при­ведет к отслаиванию или откалыванию напыленного слоя.

Каждый вновь нанесенный слой ука­тывают катком, обеспечивающим получе­ние плотного монолитного слоя пластмас­сы. Во избежание прилипания металличе­ского катка к пластмассе его по мере на­гревания охлаждают в воде;

зачищают напыленный участок до получения равномерного перехода от по­верхности металла к напыленному слою шлифовальной машинкой с диском на фибровой основе 200X3X32 CM2-CMi с зернистостью 56. При наличии пор и рако­вин на поверхности напыленного слоя их удаляют металлическим шпателем, нагре­тым до 160 — 180 °С легким прикоснове­нием и разглаживанием поврежденного места;

проверяют внешним осмотром качест­во напыления. Поверхность должна быть ровной, гладкой и одноцветной.