Ручной инструмент для правки кузова автомобиля
Оборудование, оснастка и инструменты для правки кузовов в зависимости от характера воздействия на поврежденное место делят на следующие виды:
ручные инструменты, предназначенные для формообразования (рихтовки) листового металла и выравнивания поверхности, а также обеспечения высоких механических свойств обработанной поверхности ударным воздействием; оборудование для правки деформированных участков кузова силовым воздействием.
Ручной инструмент. К ручному инструменту для рихтовочных работ относят: молотки, фасонные плиты, оправки, наковальни, рычаги и прижимы.
Молотки предназначены для формообразования листового металла и выравнивания поверхности кузова, а также обеспечения высоких механических свойств обработанной поверхности ударным воздействием. В зависимости от вида выполняемых работ молотки делят на следующие типы: многоцелевые молотки с плоскими бойками, применяемые для от-бортовки, клепки, работы с зубилом, кернером; молотки чеканочные и вытяжные для придания необходимой формы поверхности при правке; отделочные молотки в виде гладилок различных форм.
Фасонные плиты, оправки и наковальни предназначены для поддержания листа в процессе его формообразования ударным воздействием. Большая масса наковальни позволяет поглощать энергию удара. Различные типы плит, оправок и наковален применяют в зависимости от возможности их размещения рукой во внутренних полостях восстанавливаемой детали.
Рычаги и прижимы применяют для правки небольших деталей в труднодоступых местах, а также для поддержания стеклоткани при устранении сквозных повреждений полимерными материалами. Инструмент используют в качестве рычага только для выполнения тонких правильных работ.
Форму, массу и материал инструментов выбирают в зависимости от вида работ, которые будут выполняться инструментом.
Оборудование для правки. К оборудованию для правки деформированных участков кузовов силовым воздействием относят винтовые и гидравлические устройства, а также универсальные стенды и устройства для правки и контроля.
Винтовые и гидравлические устройства обеспечивают восстановление геометрических параметров кузовов по проемам.
Винтовое приспособление (рис. а) для правки различных деформаций в кузовах на базе домкрата состоит из силового устройства 1, переработанного так, что усилие правки передается на подвижной упор через коническую пару. Неподвижная втулка является направляющей, через которую насадки 4 — 6 передают усилия правки на деформированный участок. Концевая упорная насадка 3 имеет форму, позволяющую быстро и надежно устанавливать силовое устройство в деформированном месте кузова. Набор насадок позволяет собрать силовое устройство необходимой длины и обеспечивающее рабочий ход до
Комплект винтовых растяжек предназначен для устранения перекосов проемов кузова и правки различных деформаций. В комплект входят: винтовая растяжка 1, являющаяся силовым устройством, шарнирные упоры 2, набор удлинителей 3, цилиндрический упор 4, переходник 5, сферический упор 6, опорная пята 7, струбцина 8, проставка 9 и угловые переходники 10.
Набор удлинителей и проставок различной длины позволяет собрать силовое устройство необходимого размера. Вращая винт, имеющий рабочий ход до
Оснастка для правки поврежденных участков кузова состоит из гидравлического устройства и набора приспособлений. Гидравлическое устройство включает в себя ручной плунжерный насос, силовой цилиндр и шланг высокого давления.
При выполнении работ силовой цилиндр соединяют с инструментом, соответствующим характеру и расположению устраняемого повреждения, и устанавливают в распор между поврежденными элементами кузова и местом опоры. Усилие на штоке гидроцилиндра обеспечивается до 70 кН при максимальном давлении рабочей жидкости 60 000 кПа и наибольшем усилии на рукоятке гидронасоса 0,4 кН. Масло "Индустриальное-12", используемое в качестве рабочей жидкости, обеспечивает рабочий ход штока гидроцилиндра
Универсальные стенды и устройства для правки и контроля обеспечивают устранение перекосов, скручиваний и изгибов методами силовой правки, а также контроль основных геометрических параметров кузовов.
Устройство для правки состоит из основной балки 7 прямоугольного сечения, на одном из концов которой шарнирно закреплен качающийся рычаг.
Устройство имеет длину
Устройство работает по векторному принципу приложения сил. Для правки кузова необходимо: выставить аварийный кузов на козлы-подставки; закрепить силовую поперечину 4 в нужном месте за ребра жесткости порогов кузова; установить устройство под кузов автомобиля в направлении полученного удара; опереть упором 3 в силовую поперечину 4; править деформированные элементы кузова с использованием цепных строп 10 — 12 и зажимных приспособлений 13 — 16.
В зависимости от характера работ упор 3, закрепленный на кронштейне 6, можно устанавливать на основной балке на различной длине. На рис. показаны варианты закрепления устройства на автомобиле, приемы фиксации зажимных и расчалочных приспособлений, приемы правки деформированных участков кузова.
Устройство имеет следующие достоинства: универсальность применения для правки кузовов различных марок легковых автомобилей; возможность приложения ратягивающей силы в сторону, противоположную силе, вызвавшей повреждение в любом из направлений в пределах 360°; небольшие габаритные размеры и отсутствие необходимости закрепления за специальным рабочим местом; возможность выполнения процесса по транспортировке устройства, его крепления к автомобилю, переналадке и правке деформированных элементов кузова одним рабочим. Конструктивная простота и применение металлопроката позволяет изготовить устройство в условиях небольших мастерских.