Разборка насоса рулевого усилителя ЗИЛ-5301 и его привода

Разборку насоса следует производить только при недостаточной величине подачи (объемный к.п.д. ниже 0,6)

Перед разборкой насоса необходимо отсоединить фланцы крепления трубок подвода и отвода масла к насосу.

Отвернуть болты крепления насоса к щиту крышки шестерен и снять насос с двигателя вместе с приводом.

Слить масло из насоса и тщательно очистить его наружную поверхность.

Демонтировать привод гидронасоса в сборе с вала насоса с помощью медной выколотки или гидравлического пресса.

Разборка насоса гидроусилителя ЗИЛ-5301

Разборку и проверку насоса производят на специальном приспособлении, показанном на рисунке 1, или в тисках в следующем порядке:

Насос рулевого усилителя: 1 - крышка; 2 - корпус; 3 - ведущая шестерня; 4 - ведомая шестерня; 5, 6 - втулки; 7 - опорное кольцо; 8, 12 - манжеты; 9 - стопорное кольцо; 10 - болты; 11 - пружинные шайбы; 13 - кольцо манжеты; 14 - вкладыш; 15 - резиновое уплотнение; А - полость

Отвернуть болты 10 (рис. 2)

Снять с помощью круглогубцев стопорное кольцо 9 и снять крышку 1 насоса вместе с манжетой 8 и опорным кольцом 7;

Демонтировать манжету 12, уплотнение 15 и вкладыш 14;

Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-5301: 1 - шестерня привода насоса рулевого усилителя; 2 - шариковый подшипник; 3 - корпус подшипников; 4 - трубка шланга низкого давления; 5 - кронштейн крепления бачка насоса; 6, 17 - шланги низкого давления; 7 - бачок насоса; 8 - всасывающий шланг; 9 - трубка шланга высокого давления; 10 - насос рулевого усилителя; 11 - кронштейн крепления рулевой колонки; 12 - колонка рулевого управления; 13 - шланг высокого давления; 14 - рулевое колесо; 15, 18 - клин крепления карданного вала; 16 - карданный вал; 19 - рулевой механизм; 20 - сошка рулевого механизма; 21, 22 - упорные кольца; 23 - прокладка; 24 - кронштейн крепления рулевого механизма; 25, 26 - болты

Вынуть ведущую шестерню 3 вместе с втулкой 6.

Для разборки привода гидравлического насоса надо снять с помощью круглогубцев упорное кольцо 22 (рис. 3) и выпрессовать с помощью гидравлического пресса шестерню 1 вместе с подшипником.

Снять упорное кольцо 21 из корпуса подшипников 3 и выпрессовать шарикоподшипник;

Спрессовать подшипник с шестерни привода насоса.

Все детали насоса являются невзаимозаменяемыми, поэтому при его разборке надо пометить все втулки, чтобы установить их на прежнее место.

После разборки гидравлического насоса и его привода необходимо тщательно промыть, осмотреть все детали и провести их дефектацию.

На поверхности торцов втулок и шестерен не должно быть заметных задиров и износа.

Уменьшение высоты втулок более 0,2 мм не допускается, однако при незначительном износе допускается их притирка пастой ГОИ.

Ремонт деталей качающего узла (втулок и шестерен), как правило, невозможен.

Поэтому эти детали заменяются на ремонтный комплект, выпускаемый предприятием-изготовителем.

Все уплотнения и прокладки насоса и его привода при сборке надо заменить.

Сборка насоса производится в порядке, обратном разборке.

После ремонта насос надо проверить на производительность на специальном стенде.