В передней и задней подвеске автомобиля предусмотрены по два гидравлических амортизатора телескопического типа.

Устройство амортизаторов показано на рисунке 1, основные их параметры — в таблице.

Амортизатор: 1 - кожух; 2 - резервуар; 3 - рабочий цилиндр; 4 - шток; 5 - направляющая штока; 6 - сальник направляющей штока; 7 - обойма сальников; 8 - проушина; 9 - верхний сальник; 10 - гайка резервуара; 11 - войлочный сальник штока; 12 - резиновый сальник штока; 13 - сальник гайки резервуара; 14 - клапан сжатия; 15 - поршень

При износе или повреждении штока, поршня, рабочего цилиндра, клапанов необходимо заменить амортизатор в сборе.

Отверстия кронштейнов под конусный палец крепления амортизатора и поверхность пальца надо проверять на краску конусными калибрами.

Пятно контакта должно занимать не менее 75 % поверхности конуса

Передняя подвеска

Максимальная длина в сжатом состоянии 416-410 мм

Диаметр рабочего цилиндра  40,0-40,05 мм

Диаметр поршня 39,90-39,96 мм

Ход поршня, не менее 231 мм

Наружный диаметр кожуха амортизатора 75 мм

Объем жидкости 420-410 см 3

Усилие трения, Н, не более 196

Задняя подвеска

Максимальная длина в сжатом состоянии 430-424 мм

Диаметр рабочего цилиндра  40,0-40,05 мм

Диаметр поршня 39,90-39,96 мм

Ход поршня, не менее 245 мм

Наружный диаметр кожуха амортизатора 75 мм

Объем жидкости 430-420 см 3

Усилие трения, Н, не более 196

Несовпадение торцов детали и калибра допускается для нижнего и верхнего кронштейнов в пределах 0,25 мм.

В случае появления течи жидкости, которая не устраняется подтягиванием гайки резервуара, надо заменить манжету штока. для этого амортизатор следует снять с автомобиля, промыть в бензине или керосине и продуть сжатым воздухом.

Для разборки амортизатора его надо установить в тиски и закрепить за нижнюю проушину.

Амортизатор ЗИЛ-5301 разборка

Вытянуть шток за верхнюю проушину 8 (см. рис. 1) из резервуара 2 до отказа.

Отвернуть специальным ключом гайку 10 резервуара (рис. 2 и 3).

Специальный ключ для разборки амортизатора

Вынуть из рабочего цилиндра 3 (см. рис. 1) шток с проушиной 8 в сборе с кожухом 1, поршнем, обоймами манжет и направляющей, предварительно с помощью отвертки приподняв вверх на 30÷40 мм обойму 7 вместе с верхней манжетой штока 9 и манжетой гайки резервуара 13.

Амортизатор ЗИЛ-5301 разборка

Вынуть из резервуара 2 рабочий цилиндр 3 в сборе с клапаном сжатия 14.

Выпрессовать из рабочего цилиндра 3 клапан сжатия 14 в сборе (рис.1).

Снять резервуар из тисков и слить масло.

Установить шток в сборе с поршнем и обоймами манжет в тиски и закрепить за проушину.

Отвернуть гайку клапана отдачи и снять пружину клапана отдачи.

Снять тарелку клапана отдачи, шайбу, диск, дроссельный диск, поршень с поршневым кольцом, тарелку перепускного клапана, пружину клапана и ограничительную тарелку перепускного клапана.

Снять направляющую штока 5 (см. рис.1) с манжетой 6, пружину, шайбу, обойму 7 с манжетой 13, резиновой манжетой штока 12 и войлочным уплотнением, нажимную шайбу, верхнюю манжету штока 9 с обоймой, прокладку гайки и гайку резервуара 10.

Снять шток с проушиной 8 из тисков.

Установить в тиски клапан сжатия в сборе и закрепить за головку стержня клапана сжатия.

Отвернуть гайку клапана сжатия и снять пружину клапана сжатия.

Снять тарелку клапана сжатия, шайбу клапана сжатия, диск, дроссельный диск, корпус клапана сжатия, тарелку перепускного клапана, пружину и ограничительную тарелку клапана сжатия.

Снять корпус клапана сжатия из тисков.

Промыть детали амортизатора керосином и обдуть их сжатым воздухом.

Не рекомендуется промывать детали содовым раствором и протирать их хлопчатобумажными тканями.