Радиатор трубчато-ленточный, с трубками овального сечения, четырехрядный
Пробка наливной горловины радиатора (рис. 1) герметичная с двумя клапанами; впускным (воздушным) и выпускным (паровым)
Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 1 кГ/см2.
При таком давлении закипание охлаждающей жидкости наступает при температуре 119˚ С
Следовательно, создается запас эффективности системы охлаждения и автомобиль можно эксплуатировать в тяжелых условиях более длительное время при не кипящей воде в радиаторе.
Если резиновые шайбы 6 и 11 клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то работа системы охлаждения как закрытой системы прекращается, и закипание жидкости в этом случае наступает при 100˚ С.
Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения.
Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при падении давления на 0,01—0,13 кГ/см.
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения контролируется указателем, установленным на щитке приборов.
Датчик указателя температуры находится в водяном канале впускной трубы двигателя.
При достижении температуры охлаждающей жидкости 115° С на щитке приборов зажигается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости, датчик которой расположен в верхнем бачке радиатора
В этом случае открывать пробку радиатора или расширительного бачка следует осторожно, так как при резком открывании пробки возможно выбрасывание горячей воды из горловины.
Термостат с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки.
Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения.
При прогреве холодного двигателя канал, соединяющий рубашку двигателя с радиатором, перекрыт заслонкой 7 термостата (рис. 2).
Охлаждающая жидкость через перепускной патрубок, соединяющий нижний выпускной патрубок водяной рубашки с всасывающей полостью корпуса подшипников водяного насоса, интенсивно циркулирует, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя.
Эта циркуляция сохраняется к при полностью открытом термостате.
При достижении охлаждающей жидкостью температуры 70—83° С церезин (нефтяной воск) 2 (рис. 2, б), заключенный в баллон 1 термостата, плавится и, увеличивая свой объем, вызывает перемещение штока 5 вверх и открывает заслонку 7, после чего охлаждающая жидкость начинает циркулировать через радиатор.
При снижении температуры церезин уменьшает свой объем, и заслонка под воздействием пружины закрывается (рис. 2, а).
Жалюзи радиатора служат для регулирования потока воздуха, проходящего через радиатор; управление жалюзи осуществляется из кабины водителя.
Ручка управления расположена под щитом с левой стороны кабины. Чтобы закрыть жалюзи надо потянуть ручку на себя.
Закрывать жалюзи следует при прогреве двигателя, а также при движении в случае понижения температуры охлаждающей жидкости.