Насос гидроусилителя 1 рулевого управления с бачком установлен на двигателе и приводится в действие через шкив клиновым ремнем от шкива, расположенного на переднем конце коленчатого вала
Шкив 1 насоса закрепляют на валу 6 разжимной конусной втулкой 30, шпонкой и гайкой.
Насос — лопастного типа, двойного действия, т. е. за один оборот вала насоса совершается два полных цикла всасывания и два — нагнетания.
Ротор 9 насоса имеет пазы, в которых перемещаются лопасти 14.
Ротор установлен на валу 6 насоса на шлицах; посадка ротора на шлицах свободная.

Рис. 1. Насос гидроусилителя рулевого управления: (а) - насос до изменения; (б) - конец вала насоса после изменения; 1 - шкив; 2 - сетчатый фильтр; 3 - корпус насоса; 4 - передний подшипник; 5 - сальник; 6 - вал насоса; 7 - задний подшипник; 8 - статор; 9 - ротор; 10 - распределительный диск; 11 - крышка насоса; 12 - перепускной клапан фильтра; 13 - перепускной клапан; 14 - лопасть; 15 - регулировочные прокладки; 16 - седло предохранительного клапана; 17 - предохранительный клапан; 18 - коллектор; 19 - бачок; 20 - прокладка крышки насоса; 21 - заливной сетчатый фильтр; 22 - сапун; 23 - крышка бачка; 24 - шайба; 25 - гайка-барашек; 26 и 27 уплотнительные кольца; 28 - прокладка коллектора; 29 - уплотнительная прокладка бачка; 30 - конусная втулка; 31 - стопорное кольцо подшипника; 32 - стопорное кольцо сальника; 33 - втулка сальника
Положение статора 8 относительно корпуса 3 насоса должно быть таким, чтобы направление стрелки на статоре совпадало с направлением вращения вала насоса.
Лопасти насоса должны перемещаться в пазах ротора без заеданий.
При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла.
В полостях всасывания масло попадает в пространство между лопастями, а затем при вращении ротора вытесняется в полости нагнетания.
Торцовые поверхности корпуса и распределительного диска тщательно шлифованы.
Наличие на них, а также на роторе, статоре и лопастях забоин, заусенцев и т. д. недопустимо.
На насосе установлен бачок 19 для масла, закрывающийся крышкой 23, которая стягивается гайкой-барашком 25.
Под гайкой-барашком находятся шайба 24 и резиновое кольцо 26, которые вместе с резиновой прокладкой 20 уплотняют внутреннюю полость бачка.
В крышку бачка ввернут сапун 22 для ограничения давления внутри бачка.
Все масло, возвращающееся из гидроусилителя в насос, проходит через сетчатый фильтр 2, расположенный внутри бачка.
На случай засорения фильтра предусмотрен перепускной клапан 12.
Кроме того, в бачке установлен заливной сетчатый фильтр 21.
Насос имеет два клапана, расположенных в крышке 11 насоса.
Предохранительный клапан 17, помещенный внутри перепускного клапана 12, ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 65—70 кг/см 2.
Перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемого насосом к гидроусилителю при повышении числа оборотов коленчатого вала двигателя.
Перепускной клапан работает следующим образом.
Гнездо клапана соединено с одной стороны с полостью нагнетания насоса, а с другой — с линией нагнетания системы гидроусилителя, которая, в свою очередь, соединена с полостью нагнетания насоса калиброванным отверстием.
С увеличением подачи масла в систему гидроусилителя (в результате увеличения числа оборотов коленчатого вала двигателя) разность давлений в полости нагнетания насоса и линии нагнетания системы за счет сопротивления отверстия К повышается и, следовательно, увеличивается разность давлений на торцах перепускного клапана.
При определенной разности давлений усилие, стремящееся сдвинуть клапан вправо, возрастает настолько, что пружина сжимается и клапан, перемещаясь, сообщает полость нагнетания с бачком.
Таким образом, дальнейшее увеличение подачи масла в систему почти прекращается.
Для предотвращения шума и повышенного износа насоса при большом числе оборотов коленчатого вала двигателя масло, которое перепускается клапаном 13, принудительно направляется обратно в полость корпуса насоса и в каналы всасывания.
Для этой цели служит коллектор 18, у которого внутренний канал, сообщающийся с полостью перепускного клапана, имеет малое сечение.
Это приводит к резкому увеличению скорости потока перепускаемого масла во всасывающую полость корпуса и создает некоторое повышение давления на всасывании.
Радиатор предназначен для охлаждения масла в системе гидроусилителя рулевого управления.

Трубчатый радиатор 14 (см. рис. 2) установлен над масляным радиатором системы смазки двигателя.
Масло от рулевого механизма к радиатору и от радиатора к насосу подводится резиновыми шлангами, крепящимися хомутиками.